“Единица” за опасность. Вновь открытый астероид не так уж и страшен.

До недавних пор главным символом астероидной опасности считался открытый в 2004 году астероид Апофис. Ажиотаж был вызван тем, что исследователи объявили о высокой вероятности его столкновения с Землей в 2036 году. Однако сейчас, уточнив траекторию движения этого небесного тела, ученые НАСА заявили, что Апофис пролетит мимо. И вот на днях трон самого опасного гостя из космоса занял еще больший по размеру астероид, который был обнаружен на снимках звездного неба, сделанных в ночь с 12 на 13 октября в поселке Научный в Крыму Геннадием Борисовым. По предварительным расчетам, летящий к Земле астероид 2013 TV135 может столкнуться с нашей планетой в 2032 году.
Данные об этом небесном теле уже занесены в “Перечень потенциально опасных астероидов” (List of the Potentially Hazardous Asteroids). Последние наблюдения дают основания считать, что вероятность столкновения с нашей планетой — 1 шанс на 14 тысяч. Опасность вроде бы невелика. Но в таблице потенциально опасных астероидов НАСА открытая Геннадием Борисовым малая планета стоит сейчас на первом месте как имеющая самые высокие шансы столкновения с Землей в ближайшее столетие. В случае встречи 2013 TV135 с Землей энергия взрыва составит 2,5 тысячи мегатонн в тротиловом эквиваленте.
Новому небесному телу присвоен 1-й класс по Туринской шкале астероидной опасности. По ней оцениваются все вновь открытые малые небесные тела, находящиеся в непосредственной близости от Земли, которые потенциально могут с ней встретиться. Величина опасности определяется исходя из математической вероятности столкновения и кинетической энергии соударения. Все объекты получают оценку от 0 до 10. Оценка 0 означает, что вероятности столкновения нет. Оценка 10 присваивается в том случае, если произойдет неизбежное столкновение, способное вызвать глобальную климатическую катастрофу, которая может угрожать будущему цивилизации. Астероид 2013 TV135 получил оценку 1, что означает: вероятность столкновения есть, но она невелика.
Тогда почему к этой истории привлечено столько внимания? Астрономам интересно любое открытие достаточно крупного объекта, тем более, в относительной близости от Земли. К тому же 2013 TV135 — первый астероид за последнее время, удостоившийся оценки 1. Все остальные объекты, открытые в 2012-2013 годах, получали 0. Правда, оценка опасности может меняться с получением астрономами новых данных как в ту, так и в другую сторону.
Интересно, что Геннадий Борисов открыл астероид в свободное время, то есть в качестве любителя, хотя и работает в Крымской лаборатории (Южной станции) ГАИШ МГУ в поселке Научный. Вычислить орбиту ему помог также астроном-любитель россиянин Тимур Крячко. Кстати сказать, в 2013 году крымчанину везет — в июле он стал первооткрывателем и первой “украинской” кометы C/2013 N4 (Borisov).
— Профессионально я занимаюсь приборостроением, интерферометрией различных оптических поверхностей, — рассказывает Геннадий Владимирович. — И уже десятки лет наблюдаю небо как любитель. Профессиональные телескопы не использую, те, что есть у нас в обсерватории, для поисковых задач не предназначены. В частности, астероид был обнаружен в ходе наблюдений неба при помощи короткофокусного светосильного телескопа Genon (D=20см, f/1.5) собственного изготовления. Это специальный широкопольный телескоп, который захватывает на небе 50 квадратных градусов, имеет высокую светосилу и работает по специальной программе, позволяющей идентифицировать быстрые опасные астероиды и кометы.
Полученные данные были обработаны и отправлены в Центр малых планет НАСА. Там выложили данные на странице подтверждения, чтобы другие обсерватории мира могли подтвердить или опровергнуть наличие объекта. И уже через несколько часов из обсерваторий начали поступать сведения, что объект наблюдается. Сейчас он находится от Земли на дистанции около четырех “расстояний до Луны”. По его абсолютной звездной величине, по блеску, по яркости определили, что его размер равен примерно 410-450 метрам. По мере накопления данных об этом космическом камне будут высчитываться возможные варианты развития событий.
Сегодня любительская астрономия — это престижное высокотехнологичное хобби, в которое вкладываются деньги. Вольные наблюдатели изготавливают или покупают телескопы, оборудуют обсерватории, путешествуют по миру в погоне за редкими небесными явлениями. По сути, астрономия остается единственной наукой, которая сотрудничает с любителями во многих крупных проектах. Например, Американская ассоциация наблюдателей переменных звезд с успехом ведет обширную рутинную работу: слежение за изменениями блеска многих тысяч светил. Сбор этих данных, необходимых для уточнения теории строения и эволюции звезд, требует кропотливой и во многом ручной работы.
Стоит вспомнить, что Уильям Гершель, открывший планету Уран, был дирижером. На счету священника Роберта Эванса, который много лет в свободное время занимается поиском сверхновых, более 45 открытий. Астрономами-любителями были также лорд Росс, обнаруживший спиральную структуру галактик, фармацевт Генрих Швабе, открывший изменение солнечной активности, служащий почты Карл Людвиг, который открыл первые астероиды.
— Сейчас обнаружено не менее 90% астероидов крупнее одного километра, столкновение с которыми может вызвать катастрофу планетарного масштаба, — говорит ведущий научный сотрудник Харьковского национального университета доктор физико-математических наук Дмитрий Лупишко. — По оценкам специалистов, астероидов такого размера, которые сближаются с орбитой Земли, всего около тысячи. Теперь поставлена новая задача — в течение ближайших 10-15 лет обнаружить не менее 90% астероидов крупнее 140 метров в диаметре, которые при столкновении с Землей могут вызвать региональную катастрофу. Их намного больше, чем километровых, — не тысяча, а сотни тысяч.
Нужно заметить, что имеет значение не столько вероятность столкновения астероида с Землей, сколько степень риска, то есть произведение вероятности на уровень потерь. Даже при небольшой вероятности степень риска может быть большой за счет возможных огромных потерь. Однако астероиды, сближающиеся с Землей, несут не только опасность. Специалисты считают, что в будущем они станут для человечества источником сырьевых ресурсов — металлов, кислорода, углерода, кремния и так далее.

Валентина ГАТАШ