К гармонии правил. Стандарты ИКТ-образования выработают профессионалы.

Одним из важных элементов инфраструктуры инновационной деятельности наряду с механизмами организационной, финансовой и кадровой поддержки, а также системой защиты интеллектуальной собственности является стандартизация. Именно стандарты позволяют обеспечить успешный выход на международный рынок инновационной продукции, снизить затраты на ее производство и повысить качество… О том, насколько важны стандарты в области технологий обучения, создания современной информационно-образовательной среды, как они помогают обеспечивать гарантии качества и доступности образования, о проблемах, связанных со стандартизацией и сертификацией средств информационных технологий, шла речь на состоявшемся в Москве Международном открытом форуме “Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке” (IT LET-2013). Поддержку в его проведении оказали Госдума России, Правительство РФ, Минобрнауки России, Минкомсвязи России, Росстандарт, Мосгордума и П     равительство Москвы, Российская академия образования, Российский союз промышленников и предпринимателей, ведущие отечественные и зарубежные университеты и ИТ-компании. Примечательно, что прошел форум в рамках не менее значимого международного мероприятия — 26-го Пленарного заседания ИСО/МЭК СТК1/ПК36 “Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке”, местом проведения которого впервые стала Россия.
От России функции постоянно действующего национального рабочего органа ИСО/МЭК СТК1/ПК36 исполняет ТК 461 “Информационно-коммуникационные технологии в образовании”, созданный в 2004 году и объединяющий в шести подкомитетах более 100 высококвалифицированных экспертов из образовательных и научно-исследовательских учреждений, ведущих отечественных ИТ-компаний и других заинтересованных организаций. С 2006 года российские делегации ТК 461 активно участвуют в работе ИСО/МЭК СТК1/ПК36, внося свой вклад в формирование международных стандартов по терминологии, структуре метаданных, менеджменту качества и гармонизации требований стандартов в области e-learning. В настоящее время ТК 461 разработаны более 30 национальных стандартов, имеющих высокий уровень гармонизации с международными стандартами и составляющих комплекс стандартов по информационно-коммуникационным технологиям образования (ИКТО).
В связи с вступлением России в ВТО тенденция глобализации может негативно проявиться на внутреннем рынке образовательных услуг, обострив конкурентную борьбу российских вузов с мировыми образовательными корпорациями. Тревога, связанная с такой перспективой, звучала практически во всех выступлениях участников пленарных и секционных заседаний форума. По мнению председателя ТК 416 ИКТО, проректора МГТУ “Станкин” Бориса Позднеева, в связи с этим особенно актуальной становится целенаправленная деятельность ведущих университетов по повышению конкурентоспособности образовательных услуг, что может быть обеспечено за счет интеграции инновационного потенциала, формирования распределенных образовательных систем, применения новых образовательных технологий и создания корпоративных образовательных ресурсов. Главное, чтобы при этом были обеспечены качество образования и соблюдение требований международных стандартов при разработке и применении систем электронного обучения. На национальном уровне большое внимание необходимо уделить гармонизации требований комплекса стандартов по ИКТО, федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов.
Особую актуальность процесс национальной и международной стандартизации информационно-коммуникационных технологий в образовании приобретает в связи с принятием Федерального закона РФ “Об образовании в Российской Федерации” в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и “Концепции развития системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года”. Основой работ в этом направлении должна стать координация со стороны заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и участие широких кругов научно-образовательной общественности и ИТ-сообщества. Основными темами секционных заседаний и круглых столов форума (http://openforum-itlet.ru) стали тенденции и инновации в развитии трансграничного образования; международная и национальная стандартизация ИКТО; законодательная база для развития электронного обучения; автоматизация управления системой образования и образовательными организациями; образовательные кластеры, подготовка и переподготовка кадров на основе электронного обучения; гарантии качества и общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ и организаций в области электронного обучения; психолого-педагогические и технологические аспекты создания электронных образовательных ресурсов нового поколения; защита интеллектуальной собственности в сфере информатизации образования; социальные аспекты применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.
В рамках форума участники очередного 26-го Пленарного заседания ИСО/МЭК СТК1/ПК36 получили уникальную возможность не только обсудить многие острые вопросы, но и наметить пути консолидации усилий научно-образовательного сообщества и ИТ-индустрии для системного представления национальных достижений в области стандартизации и практического применения современных средств ИКТ в сфере образования.

Наша справка
Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках деятельности Первого Совместного технического комитета (СТК1), в составе которого в 1999 году был создан Подкомитет (ПК36) “Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке”. В настоящее время в деятельности ПК36 участвуют представители 45 стран, которые в рамках семи рабочих групп обеспечивают разработку международных стандартов в области терминологии, технологий обучения, управления контингентом, обеспечения качества электронного обучения и др.

Нина ШАТАЛОВА
Фото Антона ДУБРОВИНА

Нет комментариев