Кадровый вопрос: Тут как там?

Приуроченная к профессиональному празднику, в Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана стартовала VI Всероссийская конференция молодых ученых и специалистов “Будущее машиностроителей России — 2013”. На площадке столичного вуза встретились представители сотен технологических предприятий, студенты, аспиранты, молодые ученые и академики со всех уголков страны.
Главной темой обсуждения стал все тот же кадровый вопрос. Открывший конференцию первый вице-президент Союза машиностроителей России, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности Владимир Гутенев это особо отметил, обратив внимание на слабую подготовку инновационных специалистов. По его словам, российским предприятиям, образовательным учреждениям и власти просто необходимо наладить тесную связь. Интеграция образования, науки и высокотехнологичного производства — именно тот путь, по которому должна идти сегодня страна. Он заявил, что члены Союза машиностроителей России, отстаивающие интересы отрасли в нижней палате российского парламента, в ближайшее время внесут на рассмотрение законопроект, способствующий успешному развитию технологий.
— Нужен новый механизм привлечения профессионалов на предприятия. В первую очередь в этом механизме необходимо обеспечивать молодым специалистам высокую заработную плату, жилье и т.д. Нужно рассмотреть возможность продления аспирантуры: для некоторых специальностей трех лет маловато. Вероятно, стоит создать двухуровневую подготовку на военных кафедрах, то есть готовить молодых людей к армии. Сейчас существует большой разрыв между современной военной техникой и уровнем знаний призывников. Иногда из-за их недостаточной подготовки техника не работает. Сержанты и солдаты должны быть образованными. Вообще, военные кафедры нужно вернуть в университеты. Эту идею уже поддержали более 50 ректоров, — рассказал он.
Первый замглавы Минпромторга РФ Глеб Никитин считает, что инициатива в кадровом вопросе должна идти от бизнеса, то есть от тех, “кто уже набил руку” и понимает, какие специалисты нужны сегодня.
— У России есть большой потенциал, сильные университеты, материальная база, а главное — талантливые молодые люди, — обратился он к аудитории. — Проблема в том, что у нас нет культуры коммерциализации знаний. Нужно создавать основу для вовлечения молодежи в инжиниринг, показывать им опыт зарубежных коллег.
Один из них, кстати, присутствовал на мероприятии лично. Поздравить российских машиностроителей приехал президент Федерации машиностроителей Франции Люк Жюале. Он также рассказал о том, как строится рабочий процесс у него на родине.
— Во Франции 80% доходов отрасли направлены на развитие технологий. Деловой оборот у нас составляет 115 млрд евро! В федерацию входят 11 тысяч компаний, техцентры. Все они сотрудничают с нашими инженерами для разработки инноваций, — объяснил Люк Жюале.
Не потому ли так много наших ребят перебирается работать за границу? Да, утечка кадров — это то, с чем Россия уже давно пытается бороться. Ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана Анатолий Александров единственный способ остановить миграцию наших специалистов за рубеж видит в создании приемлемых для них условий на Родине.
— Если мы будем закрывать границу, если мы будем их привязывать — это не поможет. Нельзя остановить движение крови, нельзя остановить движение людей по планете. Но можно создавать условия для жизни и труда, тогда молодые люди останутся здесь. В наших лучших центрах мы так и сделали, и теперь молодежь работает у нас, хотя многие прошли стажировки в других странах, — заметил ректор.
Предприятия нуждаются в существенном технологическом обновлении, а у молодежи сейчас так много идей! Бизнесу действительно не хватает инновационных кадров. Талантливые ребята — это тот самый рычаг, который исправит ситуацию. И если университеты и крупные компании поддержат их, результаты не заставят себя ждать.
В рамках конференции состоялось традиционное награждение журналистов, пишущих о машиностроительной отрасли. По словам Владимира Гутенева, в этом году определить победителей оказалось вдвойне сложнее. В число претендентов вошли не только российские, но и зарубежные журналисты — коллеги с Украины, из Белоруссии, Казахстана и даже Китая прислали свои работы по машиностроительной тематике, направленные на популяризацию профессии “инженер”.
Интересно, что самой молодой победительницей стала 11-летняя москвичка Марина Дикая (на снимке), приславшая замечательный очерк о детстве машиностроителя. Она получила специальный подарок — ноутбук от холдинга “Вертолеты России”.

Нет комментариев