Сильнее в плавке. Челябинцы лучше англичан владеют древней технологией.

Необычные соревнования прошли в рамках археологической экспедиции, которую Челябинский госуниверситет организовал в поселке Степное (Челябинская область). Ученые ЧелГУ и их гости из Университета Шеффилда решили проверить, кто лучше владеет древней технологией плавки металла времен Аркаима.
“Мы воспроизвели все условия древности без современных технических средств, — рассказала подробности руководитель экспедиции, директор Учебно-научного центра изучения проблем природы и человека ЧелГУ Елена Куприянова. — Сначала изготавливались кожаные мехи для дутья на деревянной основе. Дело в том, что у металла очень высокая температура плавления, которая в костре не достигается, она поднимается дутьем. Затем из глины лепилась конструкция печи, плавка производилась на угле либо на дровах, металл в специальном тигле помещался в печь, в центр очага”.
Чтобы получилась даже самая небольшая деталь, требовалось предельное внимание. Так, отдельный человек наблюдал за цветом искр в костре — по ним определялась температура. Если металл вытащить раньше или позже хотя бы на секунду, пришлось бы начинать все заново. После того как металл достигал нужной температуры, его заливали в форму, также сделанную по древним технологиям.
Капитанами команд были заведующий лабораторией экспериментальной археологии Игорь Русанов и профессор Роджер Дунан. По итогам состязаний археологам ЧелГУ удалось выплавить наконечник для стрелы, а вот у англичан, увы, задуманное не получилось. “Представители Университета Шеффилда, как и мы, изу­чают и воспроизводят древние технологии, — отметила Елена Куприянова. — Но, как показал эксперимент, наши специалисты более сведущие. Теперь англичане готовы реализовывать с нами гранты и писать совместные научные статьи”.
Кстати, уже несколько лет в Учебно-научном центре изучения проблем природы и человека ЧелГУ работает летняя школа экспериментальной археологии, где практиканты и школьники осваивают древние технологии: лепят керамику и плавят металл.

Ольга ЩАПИНА