След в след

Туберкулез сопровождал анатомически современного человека на протяжении десятков тысячелетий и расселялся с ним по миру. Результаты исследования опубликованы в Nature Genetics.
Считалось, что туберкулез возник у животных около 10 000 лет назад, а человеку передавался постепенно по мере развития животноводства во время неолитической революции (при переходе человечества от существования за счет охоты и собирательства к сельскому хозяйству). Авторы исследования, опубликованного в недавнем номере Nature Genetics, группа биоинформатиков под руководством Себастьяна Ганьо (Sebastien Gagneux) из Швейцарского института тропических болезней и общественного здоровья (Swiss Tropical and Public Health Institute) в Базеле, отследив эволюционную историю возбудителя туберкулеза, бациллы Mycobacterium tuberculosis, пришли к выводу, что она следовала за человеком повсюду. “Туберкулез был постоянным спутником анатомически современного человека в ходе его эволюции и расселения по миру на протяжении последних 70 000 лет”, — пишут они. Просеквенировав генетические последовательности 186 различных туберкулезных штаммов из разных регионов мира, Ганьо с коллегами выявили
34 000 однонуклеотидных полиморфизмов (SNPs), отличий последовательности ДНК размером в один нуклеотид (A, T, G или C), которые широко используются в качестве молекулярно-генетических меток для построения эволюционных взаимосвязей между организмами на основе расхождения гомологичных участков ДНК. Эти связи образуют филогенетическое дерево, для конструирования которого применяются специальные методы статистического анализа. Полученное авторами филогенетическое дерево туберкулезной палочки показывает высокую вероятность возникновения туберкулеза в Африке, причем в то время, когда там же возник современный человек.
Филогенетическое дерево микобактерии туберкулеза сравнили с эволюционным древом человека, которое было построено на основании данных 5000 митохондриальных геномов. Как заявил в пресс-релизе, сопровождающем публикацию, Себастьян Ганьо, “эволюционные пути людей и туберкулезной бациллы обнаружили поразительное сходство”. По мере распространения вышедшего из Африки человека по миру и возникновения центров компактного проживания популяций туберкулез обнаруживался повсюду, но, главное, по словам ученого, “мы увидели, что с ростом человеческой популяции возрастало разнообразие туберкулезных бактерий”. Ганьо предполагает, что экспансия человеческой популяции, происходившая во время неолитической революции и приведшая к тому, что люди стали жить объединениями больших групп, могла создать условия, в которых эволюционировали микобактерии, распространяющиеся между людьми с повышенной эффективностью. В то же время молекулярные генетики обратили внимание и на региональную эволюцию возбудителя туберкулеза. Просеквенировав геномы двух штаммов Mycobacterium tuberculosis 39 линий, выделенных в Китае (эти штаммы отличаются повышенной лекарственной устойчивостью), ученые установили, что они возникли в неолитический период, когда люди начали заселять Восточную Азию и расширять свое присутствие в регионе.