Школьная шкала. Российский союз ректоров представил олимпиадный рейтинг.

Победители всероссийских олимпиад школьников учатся в 10% школ страны — показатель, согласно оценке генерального секретаря Российского союза ректоров (РСР) Ольги Кашириной, не очень высокий. В то же время результаты исследования РСР, представленные ею на пресс-конференции в РИА Новости, свидетельствуют о сохранении единства образовательного пространства страны и наличии необходимого потенциала не только у столичных, но и у региональных школ. “Важный фактор — зафиксирован минимальный разрыв между показателями регионов, — подчеркнула генеральный секретарь. — Уже сегодня доля центра в рейтинге составляет менее половины (46,61%). Считаю уместным прогнозировать возрастание доли региональных участников рейтинга в будущем”.
Олимпиадный рейтинг школ впервые оценил российские школы по критерию работы с одаренными детьми. В ходе исследования были проанализированы данные о 22 603 дипломантах олимпиад (из выпускных классов и не только), проводимых под эгидой Российского совета олимпиад школьников, по итогам 2012/2013 учебного года.
В общей сложности в рейтинг вошли 4872 учебных заведения из всех федеральных округов РФ. Первую десятку составили исключительно московские общеобразовательные учреждения, далее в ТОП-20 — школы, гимназии и лицеи Санкт-Петербурга, Красноярска, Саранска, Вологды и других городов. Не оказались крайними в рейтинговой шкале и школы райцентров и малых городов (они составляют одну треть участников рейтинга). Особо Ольга Каширина отметила успех лицея №84 г. Новокузнецка Кемеровской области — общеобразовательного учебного заведения районного уровня, попавшего в двадцатку лучших.
Генеральный секретарь обратила внимание на то, что практически все лидеры развивают тесное взаимодействие с вузами — в формате олимпиад, лекториев, научных школ. В рядах первых двадцати и несколько известных университетских учреждений — СУНЦ МГУ Школа им. А.Н.Колмогорова, два лицея Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана, СУНЦ Новосибирского государственного университета.
Авторы составили также ТОП-20 сельских школ. В этом списке преобладают средние учебные заведения Сибирского и Приволжского федеральных округов. В целом география лучших школ страны по исследуемому критерию охватывает также Центральный, Северо-Западный и Уральский федеральные округа. В Центральном две трети лучших по подготовке олимпиадников — учреждения Москвы, и эту диспропорцию, как заметила О.Каширина, необходимо преодолевать соответствующей работой в рамках региональных программ развития.
Аналогичная картина и в Северо-Западном федеральном округе, заметно отстающем по показателю работы с одаренными детьми от Сибири и Поволжья. Большая часть школ, успешно готовящих там дипломантов олимпиад, сосредоточена в Санкт-Петербурге.
Помимо того что итоги рейтинга должны простимулировать развитие образовательных учреждений данного уровня в тех или иных регионах, он призван стать полезным источником достоверной информации для родителей, выбирающих учебное заведение для своих детей в условиях влияния не всегда добросовестной рекламы. Ольга Каширина также сообщила, что Олимпиадный рейтинг в будущем даст основу для формирования комплексного федерального рейтинга школ и станет базовым параметром института портфолио.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев