Приютили поросят

Охотники-собиратели в Европе одомашнили свиней на 500 лет раньше, чем предполагалось, об этом свидетельствует анализ останков животных на месте поселений культуры Эртебёлле. С подробностями — National Geographic News.
Одомашненные свиньи появились на территории Северной Германии не позже 4600 года до нашей эры, об этом сообщает статья в журнале Nature Communications. Примечательно, что в то время, в эпоху мезолита, в этой части Европы жили охотники-собиратели, которые пользовались благами дикой флоры и фауны. Известно, что эти люди — представители культуры Эртебёлле — одомашнили собак и ходили с ними на охоту, но это было за несколько сотен лет до того, как они начали выращивать животных и растения для еды. Одна из гипотез, пытающихся объяснить, каким образом свиньи попали к охотникам-собирателям, предполагает товарообмен, происходящий между соседствующими племенами севера и юга, где в то время уже начало развиваться примитивное сельское хозяйство. “Было бы странно, если бы внимание охотников-собирателей не привлекли странного вида пятнистые свиньи, которыми владели живущие неподалеку фермеры”, — приводит слова одного из авторов, британского археолога из Университета Дархема (Durham University) Грегера Ларсона (Greger Larson) National Geographic News. “Неудивительно, что домашние свиньи оказались у охотников-собирателей, важно то, что они появились у них вскоре после того, как вообще попали на север Европы”, — добавляет ученый.
Применив методы анализа ДНК и сравнительной морфологии зубов, ученые исследовали кости и зубы 63 свиней, останки которых были найдены на месте поселений культуры Эртебёлле в северной части Германии. Было установлено, что предками некоторых свиней были как ближневосточные, так и европейские домашние свиньи и они были очень похожи на свиней, выведенных неолитическими животноводами Центральной Европы. “Это на самом деле первое свидетельство столь раннего одомашнивания животных в культуре Эртебёлле”, — говорит соруководитель исследования Бен Краузе-Киора (Ben Krause-Kyora), биохимик и археолог из Университета им. Христиана Альбрехта (Christian-Albrechts University) в Германии. По его словам, в настоящее время трудно сказать, как приобрели своих свиней охотники-собиратели, они могли их выменять, а могли и добыть на охоте или поймали сбежавших от фермеров животных. Но, учитывая близкое соседство двух групп и возможности их торговых контактов, наиболее вероятным представляется первый сценарий, считает ученый. Анализ зубов и костей одомашненных мезолитных свиней предполагает, что они были меньше диких кабанов, обитавших на севере Германии в то время. Специалисты отмечают, что уменьшение размеров характеризует первую фазу одомашнивания многих видов. Генетический анализ древних останков выявил вариации по одному из генов (MC1R), указывающие на то, что у ранних выведенных человеком свиней был еще один классический признак одомашненного животного: пятнистая разноцветная шкура. По мнению ученых, древняя выращенная на убой европейская свинья была более тощей и мелкой, чем современные породы, а рыло у нее было длиннее и больше походило на кабанье, чем нынешние “пятачки”. То, что у людей Эртебёлле были свои свиньи, еще не означает, что это побудило их заняться животноводством, по крайней мере не тогда, считают археологи. “Настоящее одомашнивание свиней пришло к ним пару столетий спустя”, — говорит соавтор публикации Альмут Небель (Almut Nebel) из Университета им. Христиана Альбрехта.