На вырост. Ведущие компании присматривают кадры в летних научных школах.

Систему распределенных вычислений, йодометрию и анализ окислительной способности различных средств бытовой химии (причем самых популярных), лазерный сканер, робота-пожарного и еще 105 инновационных работ продемонстрировали молодые таланты со всей страны на закрытии Летней научно-образовательной школы программы “Лифт в будущее”. На широких стендах ребята подготовили профессиональные презентации как на русском, так и на английском языке. Колбы, смеси, мензурки, контейнеры, компьютеры — все дымилось, шипело, крутилось и работало. А довольные и немного взволнованные авторы проектов восторженно рассказывали многочисленным гостям о своих идеях.
На заключительной выставке показали все самое интересное. К примеру, девятиклассница Альмина Полинова из Ногинска решила изучить воздействие электромагнитного излучения на регенерацию задних конечностей испанских тритонов. Для эксперимента девушка ампутировала земноводным задние конечности, а через сутки воздействовала на культи слабым облучением. Затем каждый день она измеряла массу и оценивала состояние конечностей тритонов. В результате двухнедельного эксперимента было выявлено, что слабое лазерное облучение влияет на процесс регенерации. Исследования проходили при воздействии длинных волн. Предположительно, в зависимости от длины волн процесс регенерации можно ускорить или остановить. Экспериментально это было зафиксировано. Для однозначного вывода Альмине необходимы дальнейшие исследования. И кто знает, может, с этой работой человечество сделало еще один шаг к раскрытию тайны регенерирующих возможностей амфибий.
Ученицы средней школы Анастасия Петрунина и Яна Комарова решили подойти к основному заданию творчески. Школьницы попытались определить, как музыка воздействует на организм человека. Девушки выбрали три музыкальных направления: классику, рок и джаз. Затем составили ряд уравнений и собрали фокус-группу. Под звуки различных мелодий люди решали задачи. Как оказалось, если музыкальное направление совпадало с предпочтениями испытуемого, то его производительность увеличивалась. По результатам исследования самым вдохновляющим стал рок…
Еще одним ярким примером широты молодой мысли стала работа девятиклассниц Александры Чудесовой из города Нерюнги и Людмилы Корсаковой из Чебоксар. Девушки озаботились проблемой массовой гибели елей. Школьницы выяснили причину этой печальной тенденции и оценили возможности восстановления лесной экосистемы. Юные биологи установили, что основная причина гибели леса — жук-типограф. Это насекомое, длиной всего 4-5 мм, выедая мягкую ткань между основой ствола и корой, ухудшает проход питательных веществ от корней к кроне дерева, что ведет к его гибели. Чтобы понять, как маленький черный жучок может планомерно уничтожать гектары леса, молодые ученые исследовали его репродуктивные способности. По их подсчетам, 1 га полностью пораженного леса дает вылет 300 млн особей, которые, в свою очередь, могут поразить более 20 га леса. Можно предположить, что при таких репродуктивных способностях короеда мы в скором времени рискуем остаться без леса.
Сомневаться в актуальности этих и других работ не приходится. Кстати, очень важно, что с окончанием Летней школы молодые люди не останавливаются в своих исследованиях. Реализацию проектов ребята продолжают в рамках основной программы “Лифт в будущее”.
Напомним, что Летняя школа проводится уже второй год подряд при научной поддержке “Лаборатории научного творчества” Специализированного учебно-научного центра — школы-интерната им. А.Н.Колмогорова Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова и Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, а также Минобрнауки РФ. В 2013 году она прошла в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки в пансионате “Университетский” МГУ в Одинцовском районе Московской области.
Все расходы на себя взял Благотворительный фонд “Система” — организация полностью оплатила проведение мероприятия, а также проезд всех участников.
Итак, 200 самых успешных школьников в течение трех недель занимались научно-исследовательской деятельностью по трем направлениям: физико-математическому, химико-биологическому и инженерному. Занятия в просторных светлых корпусах вели преподаватели МГУ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МГИМО, а также школьные учителя — лауреаты различных премий.
Интересно, что занимались молодые люди не только наукой. Топ-менеджеры “Акционерной финансовой корпорации “Система” провели в школе мастер-классы, на которых ребята узнали о принципах построения бизнеса в инновационной сфере, финансовом имидже, а также о том, как развить в себе лидерские качества.
Летняя школа программы “Лифт в будущее” — отличный пример того, как нужно формировать у школьников способность к активному освоению и генерированию новых знаний и решений.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото автора

Нет комментариев