Делай сам! МГУ борется с плагиатом.

Новый Устав Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, принятый в начале этого года, позволяет отчислять студентов за курсовые и дипломные работы, выполненные несамостоятельно (“другим лицом”). Кроме того, как сообщила во время онлайн-конференции “Plagium vulgaris: как предотвратить плагиат в науке” в РИА Новости доцент кафедры русского языка МГУ им. М.В.Ломоносова к.ф.н. Галина Кедрова, две недели назад ректор В.Садовничий издал приказ об отчислении студентов, уличенных в плагиате. Однако, считают Галина Кедрова и руководитель проекта “Антиплагиат” Юрий Чехович, проблема борьбы с плагиатом в большей степени не в его выявлении, а в том, чтобы убедить научно-образовательное сообщество в недопустимости  “списывания”.
Юрий Чехович отметил, что сервисы проверки текстов на уникальность существуют в России уже не первый год, еще дольше — за рубежом. Но все такие программы — всего лишь инструмент для обнаружения проблемы. Необходима еще и методика использования этого инструмента в вузах, и не только в вузах. А самое главное — наличие желания этот инструмент использовать. “Проблему плагиата можно было бы считать решенной, если бы нам удалось так сформировать наше сообщество, чтобы каждый, в том числе и студент, понимал, что целью его обучения является не предоставление преподавателю каких-то отписок, а получение знаний”, — поддержала коллегу Г.Кедрова.
“Я, конечно, понимаю, что если скачаю реферат, это будет плагиат. А если я просто добавлю информацию из Интернета в свою курсовую? Какой процент чужого материала в работе считается плагиатом?” — поинтересовалась участница конференции, назвавшаяся второкурсницей из Москвы Люсей. Ей объяснили, что копировать информацию из Интернета никто не запрещает. Но при этом обязательно следует указывать ее источник. Какой процент заимствований допустим — зависит от назначения работы. “Если требуется подготовить реферативный обзор по конкретной проблеме, то самое важное — найти источники, осмыслить их, правильно оформить в работе (дать ссылки, откуда взята информация). Курсовая же работа требует от студента самостоятельности, элементов оригинального исследования, и, конечно, в ней основную часть должны составлять его оригинальные мысли, идеи, выводы”, — объяснила Г.Кедрова.
Пример МГУ будет, по мнению Г.Кедровой и Ю.Чеховича, способствовать активации работы по выявлению и осуждению случаев плагиата и в других учебных заведениях страны. Многие российские вузы ориентируются на МГУ, и, возможно, они внедрят похожие правила. Создание сообщества вузов, свободных от плагиата, могло бы быть полезно для развития науки в стране. Многие крупные российские вузы уже приняли соответствующие внутренние нормативные документы и используют системы контроля самостоятельности учебных работ. Там плагиат, обнаруженный в студенческих работах, грозит большими неприятностями их авторам.
Но настоящий скандал вспыхивает, если плагиат находят в публикациях ученых. Отчисленные за него студенты в некоторых случаях имеют возможность восстановиться в университете (все зависит от позиции администрации), а вот для сложившихся исследователей, уличенных в воровстве чужих работ, все должно заканчиваться “научной смертью”, считает Ю.Чехович. Обмануть коллег в этом году станет почти невозможно, ведь контроль над плагиатом в диссертациях будет ужесточен. “Известно, что ВАК России проверяет на плагиат около трети всех диссертаций, которые поступают на утверждение. Если автор уличен в плагиате, то его работа аннулируется без права повторной защиты. С 2011 года ВАК планирует проверять фронтально все работы на предмет наличия плагиата в тексте диссертации. На самом деле это вполне “подъемный” труд, потому что работ, которые копируются, не так много”, — сообщила Г.Кедрова.

Елена МОРГУНОВА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев