Вспышки прошлого

Обнаружены загадочные вспышки космических радиоволн, которые могут быть последствиями катаклизмов. С подробностями — Nature News.

Международная группа астрофизиков сообщила в журнале Science о наблюдениях кратковременных высокоэнергичных вспышек радиоволн, источник которых находится в миллиардах световых лет от нас. По оценкам ученых, яркость и удаленность вспышек предполагают, что они возникли в то время, когда Вселенная достигла половины своего нынешнего возраста, а энергетика указывает на экстремальное астрофизическое событие, в которое могли быть вовлечены релятивистские объекты, такие как нейтронные звезды или черные дыры. Руководитель исследования, аспирант Университета Манчестера (University of Manchester) в Англии и сотрудник австралийской Научно-промышленной исследовательской организации (SCIRO) Дэн Торнтон (Dan Thornton), говорит, что открытие указало на необычные события с участием большой массы или энергии в источнике вспышки. Единичная вспышка радиоизлучения неизвестного происхождения была зарегистрирована вне нашей Галактики около шести лет назад, но тогда никто не смог сказать с определенностью, что это было и вообще было ли на самом деле, а потому последние четыре года ученые провели в поисках новых подобных взрывных краткосрочных вспышек радиоволн.
В статье Торнтона с соавторами описаны еще четыре вспышки, не оставляющие никаких сомнений в их реальности. Самый далекий всплеск радиоизлучения, длящийся всего несколько миллисекунд, был отмечен в 11 миллиардах световых лет от нас.
По мнению исследователей, сигналы, подобные тем, что были зарегистрированы при наблюдениях небольшого участка неба, испускаются в разных местах каждые 10 секунд. Как поясняет директор Института радиоастрономии Макса Планка (Institute for Radio Astronomy) в Бонне, Германия, Михаэль Кремер (Michael Kramer), “вспышка длится лишь миг. При нынешних телескопах нам просто повезло, что мы заметили правильное пятно в правильном месте, но если бы мы могли рассматривать небо “радиоглазами”, то такие вспышки проходили бы по всему небу ежедневно”.
В описываемом исследовании ученые из Великобритании, Германии, Италии, Австралии и США использовали 64-метровый австралийский радиотелескоп “Паркс” (Parkes). Один из авторов, профессор Мэтью Бейлс (Matthew Bailes) из Технологического университета Суинборна (Swinburne University of Technology) в Мельбурне, считает, что источником загадочных вспышек могут быть магнетары — нейтронные звезды, обладающие исключительно сильным магнитным полем. “Магнетары могут выбрасывать за миллисекунды столько энергии, сколько наше Солнце за 300 тысяч лет, и они главные кандидаты на источник этих радиоволновых всплесков”, — отмечает Бейлс.
Такие вспышки, по мнению исследователей, можно использовать в качестве зондов для изучения внегалактического пространства.