Методом погружения. Подготовку абитуриентов столичные вузы

Профессиональное ориентирование старшеклассников и повышение квалификации учителей, социализация проблемных подростков, адаптация инвалидов и поддержка сограждан “третьего возраста” — к решению этих и целого ряда других актуальных для города задач Московское правительство активно привлекает педагогический и научный потенциал университетов. Сегодня в рамках госпрограммы “Столичное образование” по названным направлениям активно работают 67 вузов, расположенных на территории Москвы. Финансовую и организационную поддержку инициируемых ими проектов, в большинстве своем предусматривающих сотрудничество со школами и колледжами, оказывает московский Департамент образования. В ходе пресс-конференции на тему “Образовательные программы вузов для школьников и учителей” журналисты узнали о некоторых результатах этой совместной работы в интересах столичных жителей и о перспективах дальнейшего воплощения в жизнь поддержанных департаментом идей.
Специалисты МГУ им. М.В.Ломоносова организуют интеллектуальные конкурсы; для желающих подготовиться к участию во Всероссийской олимпиаде школьников готовят методические рекомендации, адресованные как ребятам, так и учителям. Начальник Отдела научно-методической поддержки сферы общего образования Управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования МГУ Илья Самоненко сообщил также, что аспиранты университета помогают старшеклассникам подробнее познакомиться с современной математикой и журналистикой, а педагогов готовится принять летняя школа для учителей. МГУ приглашает школьников и их родителей к участию в настоящих астрономических наблюдениях, а также предлагает им приобщиться к миру растений в университетском Ботаническом саду. Подробную информацию о запланированных мероприятиях можно узнать на сайте http://teacher.msu.ru.
Программы образовательно-просветительской и профориентационной направленности разрабатывает и реализует совместно с департаментом Российский государственный социальный университет (РГСУ). Проректор по научной работе РГСУ Галина Ефремова представила несколько проектов, в рамках которых школьники не только получают знания о профессиях, но и формируют исследовательские компетенции. Такие возможности, к примеру, открывают практикумы по экологии и природопользованию под названием “Неведомый мир твоего города” и программы цикла “В мире занимательной науки”, посвященные математике, информатике, шахматам и разного рода прикладным специальностям.
В этом году получила продолжение интерактивная социальная акция РГСУ “Что значит жить с ограниченными возможностями”. В инклюзивной образовательной среде, организованной в мини-технопарке Ability Park (Парк способностей), здоровым школьникам предлагается на себе почувствовать влияние разного рода физических ограничений — в передвижении, зрительном восприятии, слуховой функции. В разных зонах парка в игровой форме ребята получают собственный опыт преодоления “барьерных ситуаций”: с черной повязкой на глазах, в “мире тишины” или в инвалидной коляске. Главная идея проекта — помочь подросткам изменить свое отношение к людям с ограниченными физическими возможностями. Используемая методика, по отзывам преподавателей, дает свои результаты.
Сейчас РГСУ начинает реализацию нового проекта по созданию Ассоциации волонтерского движения на базе образовательных комплексов Москвы. Молодежь вовлекают в волонтерскую деятельность с помощью тренингов, обу-чающих семинаров, лесных школ, курсов, форумов и конференций. Активное содействие организаторам оказывает университетский Центр подготовки волонтеров для Олимпийских игр в Сочи.
Помощь преподавателям вузов, колледжей и школ в сфере защиты и коммерциализации результатов интеллектуального труда, в создании малых инновационных предприятий предоставляют специалисты Российской государственной академии интеллектуальной собственности. Как сообщила ее преподаватель Мария Ольховская, помимо таких консультаций на безвозмездной основе академия в партнерстве с департаментом организует в этом году и специальные тренинги для молодежи. “Необходимо не только помогать действующим разработчикам, но и растить новое поколение инноваторов”, — отметила она.
Вот уже 18 лет в Московском государственном университете тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова работает учебно-методический комплекс “Школа-вуз”, где учащиеся могут углубленно изучать некоторые предметы школьного курса. По словам начальника информационно-аналитического управления спортивно-оздоровительного центра Михаила Ленского, в этом году его коллеги обещают запустить лабораторный комплекс по естествознанию, включающий микролаборатории по химии, биохимии и физике с мультимедийным методическим обеспечением. Кроме того, будет создан стенд с универсальной общей конструкцией, сменяемыми программами и экспериментальным оборудованием для занятий школьников по разным предметам.
Участники пресс-конференции говорили о том, что один из несомненно значимых для вузов итогов сотрудничества с Департаментом образования г. Москвы — воспитание в рамках подобных проектов хорошо подготовленных, мотивированных абитуриентов. Михаил Ленский, кстати, заметил, что его университет испытывает все меньше проблем с набором выпускников, сознательно выбирающих профессию. Глава управления Департамента образования г. Москвы Марина Смирницкая в свою очередь подчеркнула: кроме образовательных важны и социальные результаты. “Все эти проекты направлены на воспитание москвича, адаптированного в обществе и владеющего навыками и компетенциями, которые ему пригодятся в будущем”, — отметила она.

Фото с сайта http://psm.rgsu.net

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев