Без права переписки. ЕГЭ приговорили к строгому режиму.

“Слив” заданий ЕГЭ по математике в Интернет подвиг абитуриентов, решивших воспользоваться подсказками из Сети, на серьезную подготовку накануне экзамена: не будучи уверенными в подлинности всех обнаруженных в Сети материалов, ребята прорешали за пару дней примерно по 80 вариантов. Об этом рассказал руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике Иван Ященко на круглом столе “Резервы объективности и полезности ЕГЭ”. Отрицательное влияние интернет-фактора на результаты сдачи, по словам эксперта, в целом незначительно — общее число математически выявленных нечестных абитуриентов составило 1-2%. Определяющим же условием остается добросовестность организации работы в пунктах проведения экзаменов (ППЭ).
По мнению заслуженного учителя России Тамары Эйдельман и ее коллег-единомышленников из разных регионов страны, базы заданий должны быть открыты с одновременным увеличением числа вариантов (сейчас их 30-40 для каждой региональной зоны). Педагоги считают, что отмена ЕГЭ — это “шаг назад”, а оптимизировать систему нужно и можно. В ходе круглого стола Т.Эйдельман передала руководителю Департамента образования г. Москвы Исааку Калине предложения независимых экспертов по исправлению ситуации. Инициативы пре-дусматривают, в частности, разработку коэффициента соответствия школьных оценок результатам ЕГЭ, создание независимых центров тестирования, выплату стимулирующей надбавки педагогам, участвующим в проведении ЕГЭ, организацию эксперимента по сдаче единого госэкзамена на компьютерах, а также введение материальной ответственности центров тестирования за нарушение процедуры приема экзаменов. Кроме того, предложено оборудовать ППЭ “телефонными глушилками”, действие которых охватывало бы не только аудитории, но и туалеты, а для организованного посещения последних ввести в регламент 15-минутные перерывы.
Комментируя инициативы специалистов, начальник Управления оценки качества образования Рособрнадзора Евгений Семченко отметил, что многие из этих идей не первый год обсуждаются его коллегами с представителями образовательного сообщества, родителями и депутатами, а некоторые уже реализуются в экспериментальном режиме. Например, прием ЕГЭ в независимых центрах (в прошлом году он проводился в шести регионах). Планируется расширение публикаций базовых заданий, обсуждаются вопросы сдачи ЕГЭ на компьютере по индивидуальному варианту, а также коллективной пересдачи экзаменов в случае выявления нарушений процедуры в конкретной аудитории. Исаак Калина пообещал, что вскоре в электронном формате будет проводиться и апелляция по поводу заниженной оценки. Работа экспертов получит открытый и фиксированный вид и в случае необходимости может быть оспорена абитуриентом.
О некоторых особенностях организации и проведения приемной кампании этого года в столице рассказал начальник Управления государственного контроля и надзора Департамента образования г. Москвы Сергей Горбун. По его оценке, процесс контролировался довольно жестко. Этому, в частности, способствовало укрупнение ППЭ, число которых с 2011 года сократилось почти вдвое — от 550 до 300. Усилить контроль за ходом экзаменов помогло и удвоение количества общественных наблюдателей по сравнению с прошлой кампанией (в нынешней участвовало порядка 5,5 тысячи человек). На каждом экзамене присутствовали от 3 до 12 наблюдателей, и в аудиториях, и вне их. Активно работали в ППЭ родительская общественность, педагоги-ветераны, представители политических партий и СМИ.
Сергей Горбун отметил, что в ходе ночных проверок пунктов выдачи экзаменационных материалов накануне каждого ЕГЭ не было обнаружено нарушений правил хранения КИМов или вскрытых пакетов. А вот без нарушителей на экзаменах не обошлось: результаты 122 выпускников, уличенных в использовании мобильных телефонов и шпаргалок, аннулированы, 25 административных протоколов составлены в отношении организаторов и других “взрослых” участников экзамена (в прошлом году протоколов было семь). Четыре судебных слушания уже состоялись, виновные оштрафованы почти на 29 тысяч рублей. Имели место и дисциплинарные взыскания, и увольнение по собственному желанию нескольких директоров школ.
Семь процентов абитуриентов, не прошедших “фильтр” ЕГЭ, Исаак Калина расценил как показатель все еще неудовлетворительной работы взрослых по подготовке, воспитанию школьников и проведению экзаменов. Исправит ли такую оценку следующая кампания и меры по ужесточению процедуры ЕГЭ — узнаем через год. При условии, конечно, что своего не добьются те, кто считает единственно эффективной мерой для решения всех проблем ЕГЭ радикальный “шаг назад”.

 

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев