Диплом к диплому. Университет ШОС запускает совместные программы.

Недели образования Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) стали не только площадками для взаимодействия вузов-участников Университета ШОС (УШОС) — для обмена опытом, обсуждений, дискуссий, принятия решений, но и вехами развития этой уникальной образовательной структуры, охватившей пространство, на котором проживает более четверти населения планеты. По итогам каждого такого форума можно проследить этапы развития проекта, признанного одним из самых амбициозных среди проектов ШОС: принятие концепции сетевого университета, подписание Меморандума о сотрудничестве головных (базовых) вузов, а затем и хартии УШОС, подведение первых итогов после его пилотного запуска в 2010 году и, наконец, подготовка к полноформатному развертыванию образовательной деятельности…
Знаковой выдалась и VI Неделя образования государств-членов ШОС “Образование без границ”, участников и гостей которой в мае принимал Российский университет дружбы народов (РУДН) — базовый вуз УШОС в России. На этот раз ключевым событием стало подписание Соглашений о совместной подготовке магистров по направлениям обучения в Университете ШОС.

У руля — РУДН
На правах председателя Совета ректоров УШОС, избранного на три года, коллег приветствовал ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов. Решение о том, что пилотная апробация модели ректората УШОС пройдет на базе РУДН, было принято на втором заседании Совета ректоров головных (базовых) вузов сетевого университета и экспертной рабочей группы ШОС. Оно состоялось в Бишкеке в октябре прошлого года. Там же утвердили положение о Совете ректоров УШОС как органе, на который помимо функций, выполняемых ректоратом любого вуза, возлагается и координация взаимоотношений в структуре, объединяющей уже около 80 самостоятельных университетов нескольких стран.
Выбор РУДН на роль лидера, призванного задать тон в управлении международным сетевым вузом, который все еще находится в состоянии формирования, понятен и логичен. Российский университет дружбы народов имеет большой опыт международной и межвузовской деятельности, и опыт этот высоко ценится как в нашей стране, так и во всем мире.
Интернационализация образования и развитие новых форм международного сотрудничества стали приоритетными направлениями деятельности РУДН. Он известен как инициатор создания и головная организация Сетевого университета Содружества Независимых Государств (СУ СНГ), успешно выпустившего в 2012 году первых магистров. Недавно на конференции “БРИКС и Африка. Сотрудничество в целях развития”, прошедшей на базе РУДН, руководству университета было предложено взять на себя ответственность за развитие образовательного направления во взаимодействии стран БРИКС. И это конечно же не случайное решение: образовательный и научный потенциал РУДН хорошо известен в Бразилии. В 2013 году российский университет приглашен к сотрудничеству в федеральной образовательной программе этой страны “Наука без границ” по повышению квалификации научных работников и качества подготовки высококвалифицированных специалистов.
Уместно также отметить, что в СУ СНГ схема “совместной магистратуры”, когда студенты учатся попеременно в двух университетах и получают дипломы обоих, уже работает. Задача наладить подготовку магистров в такой же форме — одна из приоритетных для УШОС сейчас, и опыта в этом РУДН также не занимать. Сегодня здесь обучают более чем по 100 образовательным программам двойных дипломов совместно с ведущими университетами самых разных стран.
В ходе пленарного заседания Владимир Филиппов напомнил, что “в свое время на РУДН легла основная часть работы по организации Университета ШОС”. Теперь, когда, согласно Концепции УШОС, он находится на ответственной стадии достижения “долгосрочных перспектив” своего формирования, Российский университет дружбы народов взял на себя миссию по “отладке” оперативного взаимодействия руководителей вузов-партнеров с национальными ректоратами, ректоратов — с республиканскими министерствами образования и координационным центром сетевого университета.
Как показали дискуссии на мероприятиях Недели, есть проблема своевременной подготовки и предоставления вузами-участниками на местах необходимых документов и данных, и ее основная причина кроется в особенностях функционирования национальных образовательных систем. Однако многие нестыковки коллегам удалось преодолеть уже во время расширенного заседания Совета ректоров базовых вузов и на круглых столах, состоявшихся в рамках программы конференции. “Нам нужно учиться работать в многонациональном университете”, — отметил глава Совета ректоров УШОС. Подчеркивая ответственность национальных ректоратов и головных вузов за уровень организации работы с университетами-участниками в странах ШОС, Владимир Филиппов напомнил, что республиканские партнеры вправе сменить не справляющихся со своими обязанностями координаторов.
С учетом специфики
По сложившейся уже традиции, участники VI Недели образования ШОС рассказали коллегам об изменениях, произошедших в образовательной сфере своих стран за последний год, о текущем состоянии дел в рамках работы УШОС и планах на перспективу. Эта информация важна для понимания общей ситуации, в которой в данный момент принимаются решения по дальнейшему развитию сотрудничества вузов-партнеров, а при необходимости — и для внесения изменений как в ближайшие планы, так и в общую концепцию УШОС.
Председатель экспертной рабочей группы по образованию в ШОС Лариса Ефремова (ВРИО руководителя Россотрудничества) призвала ректоров вносить свои предложения, отметив, что жизнь заставляет более гибко подходить к выстраиванию взаимодействия. “Концепция УШОС — это не догма, а гибкий нормативный документ”, — подчеркнула она и сообщила, что решения участников Недели будут рассмотрены экспертной группой и вынесены на обсуждение Совета министров ШОС. Кстати сказать, концепция сетевого университета ШОС, принятая в 2008 году, уже корректировалась: в 2010-м министры образования государств-членов Шанхайской организации утвердили ее новую редакцию.
Участники VI Недели образования решили дополнить перечень основных задач пунктом “создание и реализация совместных образовательных программ”, положениями о запуске новых направлений “Экономика” и “Педагогика”, работе по программам аспирантуры и докторантуры и о введении критериев приема в УШОС. Таким образом, корректировка коснулась разделов концепции, отражающих цели и этапы развития Университета ШОС, его модель и схему обу­чения.
О новациях и инициативах по модернизации отечественного образования коллегам рассказал директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев. В числе трендов — грядущий запуск образовательных программ ВПО практико-ориентированной направленности (то есть прикладного бакалавриата), модернизация ФГОС, формирование новых подходов к перечню образовательных программ, основанных на международном опыте, в первую очередь европейском, превращение аспирантуры в третий уровень ВПО. Директор департамента также упомянул о ежегодном мониторинге вузов, развертывании системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, появлении в скором времени нормативных документов, регулирующих целевую подготовку и целевой прием, а также о проектах по поддержке региональных университетов и обеспечению международной конкурентоспособности лучших вузов РФ. Тема изменения системы распределения контрольных цифр приема в докладе Александра Соболева не была затронута, однако следствием нового подхода, возможно, стало перераспределение Минобрнауки российских квот по направлениям сетевого университета, и это вызвало вопросы у участников Недели.
Китайская сторона поделилась опытом по упорядочению стратегии развития и управления в китайских вузах УШОС в соответствии с особенностями системы образования КНР. В стране создан Научно-исследовательский институт УШОС, отвечающий за изучение и анализ стратегии развития университетов сети. Для обеспечения базовых университетов общим информационным ресурсом национальный ректорат запустил сайт УШОС, что позволило заметно укрепить связь между вузами-партнерами. “Создана уникальная модель управления, сочетающая механизмы централизованного и свободного управления”, — подчеркнула в своем докладе госпожа Сунь Юйхуа, председатель Совета ректоров университетов Китая — участников УШОС, ректор Даляньского университета иностранных языков. Говоря о функционировании Университета ШОС в целом, она отметила, что помимо решения ряда технических вопросов  (стыковки учебных программ, взаимного признания системы зачетных баллов и др.)  необходимо активнее пропагандировать деятельность УШОС, чтобы преимущества университета, объединяющего лучшую практику ведущих вузов государств Шанхайской организации сотрудничества, стали очевидными. Важно и системное административное содействие государственных структур. Так, на первых порах становления сетевого университета ШОС его развитие в значительной мере определила стипендиальная политика китайского правительства. “Но для обеспечения здорового, упорядоченного и непрерывного развития УШОС необходима и финансовая, и политическая поддержка приема и подготовки студентов со стороны всех государств — членов ШОС”, — уверена госпожа Сунь Юйхуа.
Она также предложила запустить экспериментальную программу по приему учащихся на уровне бакалавриата по регионоведению и некоторым другим направлениям (китайская сторона активно ведет экспериментальную работу по приему учащихся, планируя в сентябре текущего года принять в бакалавриат первую группу из 30 студентов), чтобы таким образом сделать очередной шаг к расширению научно-исследовательского сотрудничества. Это, по мнению ректора, позволит повысить влиятельность УШОС в мировом образовательном пространстве, стимулировать укрепление и объединение вузов-партнеров и облегчить набор на уровень магистратуры.
Начальник Управления реализации международного сотрудничества Департамента стратегического планирования и информационных технологий Министерства образования и науки Республики Казахстан Надира Ибраева отметила, что в ее стране все растущему повышению интереса к УШОС заметно способствует активно работающая президентская стипендиальная программа по подготовке студентов за рубежом “Болашак”. Как представитель высшего органа образования республики, она подтвердила готовность министерства и впредь способствовать активному участию университетов Казахстана в сетевом проекте и сообщила, что в этом году на подготовку специалистов в рамках УШОС Республика Казахстан выделила 30 грантов.
Высоко оценил участие в сетевом университете вузов своей страны выступивший на пленарном заседании ректор Таджикского института предпринимательства и сервиса Диловар Кадыров, передавший коллегам приветствие министра образования Таджикистана Нуриддина Саидова. При том что республика испытывает серьезную нехватку рабочих мест для выпускников вузов, ее экономика остро нуждается в высококвалифицированных специалистах, подготовленных на самом современном международном уровне, и УШОС предоставляет для этого реальные возможности на постсоветском пространстве.
Лучшее — у лучших
Обращаясь к коллегам на расширенном заседании Совета базовых вузов, председатель Совета ректоров УШОС попросил их “осторожно относиться к расширению консорциума, сохранять на этом этапе его элитарность, стараясь одновременно расширять связи вузов университета по разным действующим программам и строить между собой новые”. УШОС не должен “закрывать двери”, но к приему в сетевой университет новых участников следует подходить предельно избирательно.
Вузы, претендующие на вхождение в УШОС, было предложено оценивать по критериям, разработанным на основе тех, что использовались в РФ при проведении конкурсного отбора в Университет ШОС российских университетов. В числе показателей — опыт вуза в обучении студентов из стран ШОС и обеспечение условий их проживания. Другой критерий учитывает уровень международных связей со странами Шанхайской организации и реализацию международных образовательных программ (включая совместные программы обучения с зарубежными вузами-партнерами, курс одного из официальных языков ШОС, программы академической мобильности), наличие структурных подразделений, занимающихся подготовкой студентов по программе “Русский как иностранный”. Оценке подлежит эффективность образовательной, научной и инновационной деятельности по направлениям подготовки в магистратуре и специальностям в аспирантуре: регионоведению, экологии, энергетике, ИT-технологиям, нанотехнологии. Еще две позиции — научно-исследовательская работа по направлениям УШОС и обеспечение учебного процесса материальной и информационной базой.
Ряд требований, предусмотренных критериями, участники заседания предложили скорректировать либо принять с оговорками. Так, например, считаясь с реалиями Казахстана, где вот уже несколько лет как прекращен набор в аспирантуру, ректоры решили дополнить раздел “Научно-исследовательская деятельность” ссылкой: с учетом специфики стран. Вызвали сомнение и требование, предусматривающее одинаковое для всех направлений минимальное количество патентов, и обязательное наличие дистанционного обучения.
Все задокументированные замечания и предложения, высказанные в ходе расширенного заседания, будут представлены в национальные министерства, и только после соответствующего согласования, по правилам УШОС, критерии вступят в силу.
Между тем пополнение УШОС новыми членами продолжается: ректоры одобрили прием в сетевой университет вузов, рекомендованных на мартовской встрече в Пекине экспертов по сотрудничеству в области образования из Китая, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В перечень базовых организаций по новым направлениям УШОС “Педагогика” и “Экономика” вошли Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова, Таразский государственный университет им. М.Х.Дулати, Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева и Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга им. Ш.Есенова.
Владимир Филиппов посоветовал представителям вузов-“новичков” начинать работу по формированию направлений, пополнивших тематику сетевого университета в прошлом году, незамедлительно — “уже завтра с утра”. В ближайшие два года, пока коллеги будут нарабатывать опыт, координировать работу по педагогическим и экономическим программам на правах головного вуза поручено РУДН.
Одной из главных тем повестки дня расширенного заседания Совета ректоров стало обсуждение кампании по приему в УШОС в текущем году. Проректор по международной деятельности РУДН Гульнара Краснова сообщила, что Российская Федерация выделила порядка 249 квот на обучение иностранных граждан в магистратуре сетевого университета в 2013/2014 учебном году. В перспективе Правительство РФ собирается увеличить общую квоту для иностранцев с 10 до 15 тысяч человек. Соответствующее постановление правительства уже готовится, и в следующем году все запросы партнеров должны быть удовлетворены. Глава Совета ректоров УШОС пояснил, что коллеги вправе выхлопотать дополнительные места для сетевого университета из своей доли общей квоты, выделяемой Россией для 160 стран. Кроме того, для лучшего наполнения групп обучающихся по программам Университета ШОС В.Филиппов рекомендовал оказывать всяческую поддержку тем, кто хотел бы учиться там на контрактной основе.
По мнению заместителя директора Департамента международного сотрудничества и обмена Министерства образования КНР Юй Цзихая, вопросы выделения и распределения квот необходимо решать коллегиально — правительством, национальными ректоратами и базовыми вузами, при этом последние должны своевременно информировать координационные структуры о своих потребностях. Он обратил внимание и на проблему языкового барьера, который порой становится препятствием для развития студенческих обменов. Гульнара Краснова предложила партнерам присмотреться к опыту РУДН, где организовано обучение китайскому языку практически на всех факультетах и в институтах. Казахской стороне, как сообщила Надира Ибраева, понадобится помощь в отработке механизма приема в вузы УШОС, поскольку в этом году квоты для стран-партнеров были выделены впервые. Владимир Филиппов обещал, что ректорат использует все имеющиеся возможности для содействия коллегам.
Хорошие новости
На круглых столах по пяти направлениям подготовки УШОС: энергетика, экология, регионоведение, ИT-технологии и нанотехнологии, прошедших в рамках Недели, ректорам вузов-участников предстояло оптимизировать текст рамочных соглашений по реализации образовательных программ совместной подготовки магистров, предусматривающих получение выпускниками дипломов двух вузов-партнеров и сертификата УШОС. Подписание согласительных документов увенчало события Недели, закрепив новый шаг в развитии сетевого университета и обеспечив его готовность к грядущей приемной кампании. Гульнара Краснова обратила внимание коллег на то, что эти многосторонние и сложные соглашения содержат лишь общие принципы взаимодействия партнеров по направлениям, их готовность выполнять изложенные в тексте условия. Детальная часть организации взаимоотношений (содержание совместной программы, ее учебный план и т.п.) должна быть зафиксирована уже в двусторонних соглашениях между конкретными вузами. Проректор также подтвердила, что одновременно с введением в УШОС новой формы образовательного сотрудничества продолжится работа и по программам, преду­сматривающим включенное обучение магистров.
Правовые отношения при реализации совместных программ отныне регулируются межгосударственными и двусторонними соглашениями стран ШОС, законодательствами республик, на территории которых действуют университеты-партнеры, меморандумом, хартией УШОС и вышеназванными соглашениями, а также нормативными актами, касающимися образовательной, административной и иной деятельности вузов-участников. Установлен срок обучения — по одному академическому году в каждом из университетов. Управлением совместными программами будут заниматься рабочие группы представителей университетов-партнеров. Соглашения снабжены приложениями, определяющими, в частности, языки обучения в том или ином вузе, а также содержащими шкалу перевода национальных оценок.
В ходе круглых столов представители вузов-участников приняли в свои ряды партнеров по сетевому университету из других направлений, обоснованно претендовавших на расширение тематики своей работы в УШОС. В частности, возглавляемые РУДН “экологи” на своем заседании одобрили “кандидатуры” Алтайского государственного университета (АлтГУ), Таджикского национального университета, Белгородского государственного национального исследовательского университета, Казахского экономического университета им. Т.Рыскулова и Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева. Теперь, к примеру, АлтГУ в рамках УШОС будет реализовывать совместные программы по двум направлениям — “Регионоведение” и “Экология”.
В заключение хотелось бы упомянуть о прозвучавших на пленарном заседании Недели хороших новостях, которые свидетельствуют о росте авторитета Университета ШОС как в России, так и на образовательном пространстве Шанхайской организации. ВРИО руководителя Россотрудничества Лариса Ефремова сообщила, что агентство выступило с инициативой предоставить возможность талантливым аспирантам из стран ШОС встретиться на российской территории в октябре текущего года и обсудить развитие научного взаимодействия в рамках УШОС. Россотрудничество готово финансировать форум и призывает государства-члены ШОС, а также Узбекистан и Белоруссию делегировать по три молодых аспиранта в возрасте от 18 до 35 лет для участия в работе первой Школы молодых ученых ШОС в рамках сетевого университета по направлениям “Экология”, “Регионоведение” и “ИT-технологии”.
Владимир Филиппов напомнил, что в 2015 году в Уфе состоится заседание Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества. Он предложил коллегам поддержать идею представителей национальных советов ректоров базовых вузов УШОС, одобренную экспертами на мартовской встрече в Пекине, приурочить к саммиту ШОС проведение очередной Недели образования в столице Башкирии. Ректоры согласились. Так что их следующая, седьмая, встреча в данном формате пройдет в конце 2014 — начале 2015 года в Уфе, на базе БГПУ им. М.Акмуллы.

На верхнем фото: Владимир Филиппов

На следующем фото: Гульнара Краснова

Татьяна Возовикова

Фото Николая Степаненкова

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Нет комментариев