Ближе к реальному. Разработки студентов пригодятся региону.

Как привлечь учащихся к научным исследованиям? В Кузбасском государственном техническом университете им. Т.Ф.Горбачева решили проводить работу по приобщению молодежи к науке в разных форматах. Одной из задач было создание условий для участия молодежи в исследовательских проектах, ориентированных на потребности экономики региона.
Долгое время студенческая научная деятельность в университете в основном носила характер разовых “апрельских тезисов” — ребят обязывали участвовать в весенней научной конференции. Они читали выжимки из курсовых и дипломных работ, и этим, как правило, у большинства интерес к научным изысканиям ограничивался. Ситуацию решили поменять в 2009 году — ввели студенческие научные сессии, ряд конкурсов. Главной целью было занять учащихся системной научной работой на протяжении всего семестра.
— Будущий ученый формируется на студенческой скамье, — рассказывает ректор Владимир Ковалев. — У нас, конечно, были ребята, занимавшиеся наукой, победители международных и всероссийских конкурсов, олимпиад, лауреаты губернаторских и вузовских премий. Всего в научную деятельность университета в год вовлекалось около 1600 учащихся. Вроде бы цифра внушительная, однако это менее 10% от общей их численности. Мы посчитали, что такая ситуация недопустима и научно-исследовательская работа должна стать одной из важнейших форм учебного процесса.
Сегодня положение дел кардинально изменилось. Теперь к традиционной апрельской научно-практической конференции добавился целый ряд мероприятий. Желающие могут посоревноваться в конкурсе “Лучший студент года” в нескольких номинациях: на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам, принять участие в “Студенческой научной сессии”. По инициативе КузГТУ проходит ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция “Россия молодая”. Студенты активнее стали участвовать в федеральных программах и конкурсах. Регулярно побеждая, к примеру, в организуемом Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере конкурсе “У.М.Н.И.К.” и получая по 200 тысяч рублей для продолжения своих НИОКР. В последнем подобном конкурсе отмечены сразу 13 проектов учащихся КузГТУ.
В числе тех, кто отличился в конкурсе “У.М.Н.И.К.”, — студентки Института химических и нефтегазовых технологий Анастасия Воеводина и Анастасия Тетерюкова. Под руководством Андрея Ушакова, ассистента кафедры химической технологии твердого топлива, они разработали уникальную дорожную разметочную силикатную краску, которая быстро высыхает, долго держится и безвредна для здоровья человека, так как при высыхании не выделяет токсичных веществ.
— Чтобы получить белую краску, мы смешиваем жидкое колейное стекло, которое играет роль клея, и пигмент — белила, — рассказывает Анастасия Воеводина. — Если мы хотим получить краску желтого цвета, вместо белила загружаем охру — это переработанный минерал. Черная краска — это сажа. Все компоненты мы изготавливаем сами. Проверяли краску на скорость высыхания на бетонных блоках в лаборатории. У нашей “ЭкоМагистрали” время отверждения — 3-5 минут, у экземпляров других марок — 10-15 минут. Также она долговечнее: устойчивость износа составляет 12 месяцев, не повреждается слой и под сильным напором воды.
Проект, которым занялись две Анастасии, имеет экологическую направленность. Большая часть ингредиентов краски получена из отходов металлургической и горной промышленности: горелые породы, известняк, терриконики, оксиды цинка. Студентки самостоятельно нашли и извлекли нужные вещества и предложили их использовать. В перспективе модифицирующие добавки, которые определяют качества краски, планируется выделять также из промышленных отходов.
Сколько бензина в бензине, на практике выяснили третьекурсники кафедры автоперевозок Андрей Кузнецов, Алексей Ходосевич и Константин Зыков (на нижнем снимке). Курировал работу старший преподаватель кафедры эксплуатации автомобилей Александр Кульпин.
— Это можно сравнить с молоком: стоит две недели и не киснет, — объясняет Андрей Кузнецов. — Почему? Есть консерванты. Так и с бензином — чтобы улучшить его эксплуатационные характеристики, в него добавляются присадки. Машина на таком бензине едет лучше, разгоняется быстрее. Однако есть и обратная сторона медали: в процессе эксплуатации автомобиля внутренности двигателя и некоторые его составляющие в большей степени, чем должны, начинают покрываться смолистыми отложениями, нагаром и копотью. Это пагубно влияет на двигатель и уменьшает его рабочий ресурс.
Студенты провели несколько испытаний. Например, капали топливо на специальную тарелку, поджигали и ждали полного сгорания. Если “стекло” оставалось относительно чистым, значит, сгоревшее топливо — бензин соответствующего ГОСТу качества. Если на тарелке остались смолистые отложения, копоть — это горючее загрязнено примесями или в нем есть присадки, выявить которые можно только с помощью специального оборудования в сертифицированной лаборатории. В итоге испытания достойно выдержали только два образца бензина из 16.
Также студенты учитывали и фракционный состав по маркам, который выявляли путем перегонки бензина на специальной установке, подобной самогонному аппарату. Перегонка показывала, сколько “бензина в бензине”, а сколько тяжелых фракций, которые не испарились. При этом учитывались и замеры температурного режима, с помощью которого можно судить об эксплуатационных свойствах бензина. Результаты своей работы третьекурсники представили на конференции “Россия молодая”. Теперь ребята будут предлагать решения: как защитить машину от некачественного топлива или как сделать бензин более безопасным.
— В своем “расследовании” мы старались добиться максимально объективных данных. Одной из претензий, высказанных нам на конференции, было отсутствие официального заключения, — вспоминает Андрей Кузнецов. — Но давать его наша вузовская лаборатория права не имела, так как не сертифицирована. Поэтому будем искать такую лабораторию, где сможем повторить и продолжить эксперименты.
Важно отметить, что все больше студенческих исследований имеют привязку к реальному сектору экономики Кузбасса. Так, в ближайшем будущем инновационные предложения кемеровских студентов будут использованы на предприятиях главной отрасли региона — угольной, в системах управления буровыми машинами.
Четверокурсники механико-машиностроительного факультета Ярослав Мещеряков, Ярослав Яковлев, Павел Обоянский и третьекурсники Евгений Маметьев и Константин Пономарев — члены молодежного научного общества “Робототехника” при кафедре прикладной механики. Один из реализуемых ими проектов — “Разработка автоматизированной системы телеметрии и позиционирования в пространстве исполнительных органов буровых машин”. На конференции “Россия молодая” студенты продемонстрировали действующую систему (на верхнем снимке), по принципу работы аналогичную современным смартфонам и айфонам. В этих современных мобильных устройствах используются миниатюрные датчики, подобные тем, что разработали кемеровчане: гироскопы, акселерометры, электронный компас и т.д. Со сменой положения датчиков в пространстве меняются и данные на экране компьютера. Так и осуществляется реализация непрерывного мониторинга исполнительных органов (приводной и ведущий валы, зубчатые колеса и т.д.) буровых машин.
В планах у молодых ученых — создание сложных, конкурентоспособных систем для высокотехнологичных производств. К примеру, роботов-разведчиков для исследования мест завалов в шахтах, как это практикуется за рубежом. Нынешним летом опытный образец системы будет испытан на реальной машине горизонтального бурения. Разработкой заинтересовалась компания “Умная механика”, которая занимается диагностикой технологических машин, работающих на угольных разрезах Кузбасса.
Сегодня вовлеченный в творческий научный процесс студент КузГТУ может получать дифференцированную стипендию — до 12-15 тысяч рублей в месяц. Таким учащимся оказывается и содействие в трудоустройстве. Также студент может стать именным стипендиатом одной из ведущих компаний — стратегических партнеров КузГТУ. Есть и сопутствующие, но не менее привлекательные для молодежи стимулы к “пути в науку”, например получить путевку в одну из теплых стран.

Пресс-центр КузГТУ

Нет комментариев