Курс — на консенсус. Историки попробуют договориться о новой программе для школьников.

Согласно специально разработанной и утвержденной дорожной карте, процесс подготовки к появлению единых учебников по истории для российских школьников продвинулся уже на несколько шагов. В феврале 2013 года Владимир Путин поручил решить этот вопрос специалистам Минобрнауки РФ при участии Российского исторического и Военно-исторического обществ. В апреле сформировалась и определилась с задачами рабочая группа по подготовке проекта концепции нового учебно-методического комплекса по истории России, а 17 июня на расширенном заседании РИО были представлены первые версии историко-культурного стандарта и концепции единых учебников для средней школы. Вскоре проекты, скорректированные в ходе предварительных обсуждений, будут опубликованы. В целом работа над стандартом и концепцией завершится к октябрю, а затем будет объявлен конкурс на создание учебников.
 За несколько дней до представления проектов в Минобрнауки на круглом столе “Учебник по истории: новое прочтение” заместитель директора по научной работе Института российской истории РАН (ИРИ РАН) Сергей Журавлев обозначил главную задачу, к решению которой приступила рабочая группа. По его словам, предстоит создать учебники на основе объективных фактов, которыми сегодня располагает историческая наука, соединив достижения отечественной и мировой историографии. “Если мы признаем, что история — это наука, то в ней должны существовать опорные пункты, которые принимаются почти как аксиома… Необходимо постараться, несмотря на обилие спорных моментов и дискутируемых проблем, поставить какие-то вешки. Мы бы хотели найти консенсус в интерпретации событий, чтобы наши дети не росли в обстановке гражданской войны, а стремились к консолидации общества”, — пояснил он.
Разработка научной концепции на первом этапе поручена ученым-историкам, а затем эту основу педагоги и психологи дополнят методической базой. Сергей Журавлев сообщил, что в новых учебниках планируется уделить больше места истории повседневности — культуре, взаимоотношениям людей, быту. Несмотря на его заверение в том, что баланс с политической составляющей будет соблюден, журналисты задались вопросом: не вырастет ли на таком учебнике поколение аполитичной молодежи? “Хотелось бы более объективно и разносторонне показать прошлое, дополнить его картину компонентами, которых сегодня почти нет. Посмотрите, каково соотношение составляющих (экономической, политической, культурной) в содержании учебников — крен в историю власти. Мне кажется, это не совсем правомерно, — считает ученый. — Через призму повседневности можно лучше показать и политические процессы, и всю историю общества”.
Представителей СМИ также интересовало, сколько версий учебников будет отобрано в результате конкурса. Сергей Журавлев считает, что их может быть и две, и три. (Сейчас, по данным министра культуры Владимира Мединского, школьникам предлагается 110).
Что собой представляет историко-культурный стандарт, разъяснила уже на расширенном заседании в министерстве председатель Комиссии по координации деятельности рабочей группы по подготовке единых учебников истории России Наталья Третьяк. “Это консолидированное мнение общества о событиях, датах и исторических персонажах, включенных в рамки преподавания истории в школе в обязательном порядке”, — сказала она. Решение о разработке стандарта было принято с участием ведущих ученых-историков, учителей, общественных и политических деятелей. Работа велась под руководством Российского исторического общества.
Общественное обсуждение проекта стандарта начнется с июля на интернет-площадках Минобрнауки, Минкультуры, РИО, Российского военно-исторического общества, на портале “Пишем историю вместе” и т.д. Запланировано проведение двух социологических опросов населения на тему о том, достаточно ли в стандарте отражены даты и события. “Мы должны найти “точки согласия” — те вопросы, по которым в обществе есть единое мнение, а также “точки разногласия” и механизмы урегулирования споров по освещению тех или иных событий”, — заявила Наталья Третьяк.
После определения победителей состоится конкурс среди издательств на создание учебников. По словам ответственного секретаря РИО Андрея Петрова, не так важно, сколько их будет в итоге: “Важно изменить ситуацию с преподаванием истории в целом… Наша задача — обеспечить единое историческое пространство. Школьное образование должно фиксировать некое состояние науки и общества на данный момент”. Он напомнил, что радикального пересмотра содержания и подачи школьного курса истории не было уже 15-20 лет. Сегодня появился повод обсудить, например, варианты возвращения к линейной схеме преподавания, когда дети изучали предмет на протяжении всего обучения в школе, а не завершали программу к девятому классу и повторяли ее в 10-11-х, как сейчас. Андрей Петров также подчеркнул, что в нашей стране общенародное обсуждение курса истории России для школы состоится впервые.
Говоря о предусмотренном концепцией отражении “трудных тем”, научный руководителей рабочей группы академик РАН Александр Чубарьян пояснил: “Речь идет не о научной деятельности, а о вопросах, вызывающих трудности у преподавателей средней школы”. В числе таких тем академик назвал советский период отечественной истории, формирование российского государства (вхождение в состав России Сибири, Дальнего Востока и других территорий), последние десятилетия жизни страны. Он сообщил, что для выработки необходимых подходов будут созданы специальные экспертные группы.
По мнению Александра Чубарьяна, вся эта работа профессионалов и широкой общественности не должна завершиться лишь выпуском учебников. “Хотелось бы, чтобы мы по-новому взглянули на нашу историю и сильно продвинулись в ее изучении”, — отметил он.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев