Космический старт. Президиум РАН выходит на новую орбиту.

Первое заседание обновленной команды Президиума Российской академии наук, которое вел президент РАН Владимир Фортов, прошло с аншлагом. Кроме членов президиума на нем присутствовали академики-секретари всех отделений, поскольку повестка дня включала утверждение состава “отделенческих” руководящих органов. Непривычно много было в зале телекамер и журналистов.
Начал встречу Владимир Фортов с того, что поздравил сотрудников академических организаций, награжденных Государственной премией, и напомнил коллегам, что ждет их предложений в готовящуюся Стратегию развития Академии наук, которую планируется после широкого общественного обсуждения представить в Правительство РФ.
Научное сообщение о результатах, полученных с помощью космического интерферометра “РадиоАстрон”, сделал руководитель Астрокосмического центра (АЦ) Физического института им. П.Н.Лебедева РАН академик Николай Кардашев. Программа “РадиоАстрон” была разработана АЦ ФИАН совместно с другими академическими институтами и организациями Федерального космического агентства. Уникальный прибор включает в себя орбитальную астрофизическую обсерваторию “Спектр-Р” (она была запущена в 2011 году) и сеть радиотелескопов на Земле.
Такая наземно-космическая система дает возможность получать изображения и координаты различных объектов Вселенной с высокой точностью. Сегодня проект вышел на международный уровень: к нему присоединяются телеметрические станции и центры обработки информации разных стран, что позволяет увеличивать доступное для наблюдений время, сообщил академик Кардашев. Он представил наиболее интересные открытия, сделанные с помощью “РадиоАстрона”, а также технические достижения, полученные в ходе его эксплуатации.
Руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин отметил, что “целая страница мировых рекордов”, о которых рассказал Николай Кардашев, — результат принятого два года назад решения о смене приоритетов Федерального космического агентства и концентрации его ресурсов на “научном космосе”. “Академия наук — генератор идей в этой области, — заявил глава Роскосмоса. — Радует, что мы вместе сумели достичь нового уровня — перейти от создания отдельных приборов для международных космических миссий к организации работы собственного полноценного комплекса”.
Член Президиума РАН, председатель Нижегородского научного центра РАН, академик Александр Литвак обратил внимание собравшихся на то, что “РадиоАстрон” — реально работающая установка разряда megascience. Идея включить телескоп в государственный список научных мегапроектов участникам встречи очень понравилась.
Подводя итоги обсуждения, Владимир Фортов отметил, что космос — источник уникальных фундаментальных результатов: существующие там условия на Земле смоделировать невозможно. “РадиоАстрон” — один из немногих успешных проектов последних лет, придуманных и реализованных в России”, — заявил президент РАН. Он сообщил, что в последние годы Роскосмосу существенно увеличили финансирование на реализуемые совместно с академией научные программы. “У нас появилась возможность продвинуться вперед. Думайте, предлагайте новые подходы и эксперименты”, — призвал коллег Владимир Евгеньевич.
Решались на стартовом заседании и организационные вопросы. Так, был избран главный ученый секретарь Президиума РАН. Им стал директор Института проблем информатики РАН академик Игорь Соколов, кандидатуру которого предложил Владимир Фортов.
Новый академик-секретарь Отделения физических наук (ОФН) Иван Щербаков предложил Президиуму РАН кандидатуру исполняющего обязанности директора Института кристаллографии (ИК) РАН. “Поиск” писал о том, что Общее собрание ОФН не утвердило Михаила Ковальчука, единственного претендента на этот пост, поддержанного научным коллективом. Выборы директора в ИК РАН признаны несостоявшимися и, значит, должны проводиться вновь. Решено, что до этого момента институтом будет руководить бывший заместитель директора по науке Владимир Каневский.
После окончания заседания Владимир Фортов сообщил представителям СМИ, что собирается в ближайшее время встретиться с министром образования и науки и предложить ему кандидатуру нового замминистра вместо ушедшего в отставку Игоря Федюкина.

Новый главный ученый секретарь Президиума РАН Соколов Игорь Анатольевич — специалист в области создания и использования информационных технологий для распределенных автоматизированных информационно-управляющих систем. Он не только руководит академическим институтом, но и является генеральным конструктором российского системообразующего программного обеспечения “Юпитер”, входит в Головной совет главных конструкторов по автоматизированной системе управления Вооруженными силами и в Научный совет при Совете безопасности РФ.