Ближе к Долли

Человеческие эмбриональные стволовые клетки впервые получены методикой клонирования. По мнению экспертов, это достижение открывает дорогу персонализированной медицине. С подробностями — ScienceNews.
В майском номере журнала Cell опубликованы результаты экспериментов, в которых эмбриональные клетки человека были получены путем переноса ядра из зрелой клетки в яйцеклетку, из которой предварительно был удален собственный генетический материал. “Это огромное, знаменательное достижение, следующий технологический прорыв после овцы Долли”, — комментирует публикацию для ScienceNews один из экспертов издания Джордж Дэлей (George Daley) из Детской больницы Бостона (Children’s Hospital Boston) и Гарвардского университета (Harvard University). Знаменитая овечка была первым млекопитающим, клонированным методом ядерного переноса. С момента ее рождения в 1996 году многие исследователи начали попытки воспроизведения этого подхода на человеческом материале, но до недавних пор не преуспевали. Ближе всего к клонированию человеческих эмбрионов ученые подошли в 2011 году, когда зародыши удалось довести до трех делений, то есть восьмиклеточного состояния. Ценность эмбриональных стволовых клеток человека в том, что они могут быть использованы для выращивания из них специализированных клеток различных тканей — кожи, сердечной мышцы, нейронов — и в случае необходимости имплантированы вместо вышедших из строя клеток самому пациенту, ставшему донором взрослого ядра. Такое клонирование называется терапевтическим.
В последние годы опыты по получению универсального материала для “латания дыр” в организме методом клонирования имени овцы Долли отошли на задний план, и ученые переключились на эксперименты по перепрограммированию взрослых клеток в подобие эмбриональных стволовых. В 2007 году появились первые публикации об индуцированных плюрипотентных стволовых клетках (iPS cells), полученных при культивировании взрослых клеток в присутствии определенных факторов и последующей их специализации. Работы по клонированию, тем не менее, продолжались в Орегонском национальном центре исследования приматов (Oregon National Primate Research Center) под руководством Шухрата Миталипова (Shoukhrat Mitalipov), он ведущий автор последней публикации в Cell. Ключевым нововведением группы Миталипова было добавление в экспериментальную среду кофеина непосредственно перед внесением ядра в яйцеклетку. Кофеин сдерживает развитие яйцеклетки до тех пор, пока она не получит новое ядро. Благодаря усовершенствованному методу клонирования ученым удалось дорастить зародыш до стадии бластоцисты (это сотни клеток) и выделить из нее эмбриональные стволовые клетки для анализа. Полученный материал сохранил все генетические признаки, переданные с донорским ядром, которое было выделено из клетки кожи мальчика с генетическим заболеванием.