Смешались гены

Китайские ученые создали гибридный вирус гриппа, который способен распространяться воздушно-капельным путем среди млекопитающих. Результаты исследования представлены в журнале Science от 3 мая.
Группа вирусологов под руководством Хуалань Чена (Hualan Chen) из Харбинского института ветеринарных исследований Китайской академии наук (Harbin Veterinary Research Institute of the Chinese Academy of Sciences) получила вирус, генетический материал которого представляет собой смесь генов вируса птичьего гриппа H5N1 и свиного гриппа H1N1, циркулировавшего во время эпидемии 2009 года. Испытания на морских свинках показали, что вирусные частицы с такой гибридной РНК могут передаваться между животными воздушно-капельным путем. Гибридный вирус гриппа может возникнуть и естественным путем, если два вирусных штамма попадут в одну и ту же клетку и обменяются генами. Этот процесс, называемый рекомбинацией, привел, по оценкам ученых, по меньшей мере к трем последним масштабным эпидемиям гриппа, включая эпидемию 2009 года.
Комментируя экспериментальную работу китайских вирусологов для Nature News, директор подразделения клинических исследований Оксфордского университета в Хо Ши Мине (Oxford University Clinical Research Unit in Ho Chi Minh City), Вьетнам, Джереми Фаррар (Jeremy Farrar) отметил, что полученные результаты четко указывают, насколько реально угрожает здоровью человека и животных продолжающаяся циркуляция штаммов H5N1 в Азии и Египте. В то же время работа доктора Чена с коллегами возрождает дебаты в научном сообществе, вызванные прошлогодними экспериментами двух лабораторий, в которых были получены варианты вируса птичьего гриппа, передающиеся воздушно-капельным путем среди хорьков вследствие мутаций по гену гемагглютинина — вирусного белка, который обеспечивает проникновение инфекционной частицы в клетку-хозяина. Тогда исследователи во всем мире приняли добровольный мораторий на эксперименты с опасными вирусами. Он продлился год.
Как отмечает Nature News, эксперименты китайских вирусологов были завершены до того, как эксперты начали оценивать эффект перерыва в исследованиях вирусов гриппа, но кое-какие дополнительные работы были проведены после снятия моратория. Признавая важность подобных исследований для понимания природы гриппа, Джереми Фаррар подчеркивает необходимость строгого контроля экспериментов где бы то ни было в мире, их проведения с соблюдением всех норм безопасности и в соответствии с общепринятыми международными стандартами. Группа Чена манипулировала семью генными сегментами вирусов H5N1 и H1N1, используя все возможные комбинации. Таким образом было получено 127 рекомбинантных вирусов, все они содержали ген гемагглютинина от вируса птичьего гриппа. Некоторые из этих гибридов передавались между морскими свинками, находящимися в соседних клетках. Это были вирусы, несущие любой из двух или оба гена, обозначаемые PA и NS.
Насколько применимы полученные результаты к людям, неясно, потому что в дыхательных путях морских свинок помимо рецепторов вируса гриппа, присущих млекопитающим, есть также белки, подобные рецепторам на клетках дыхательных путей птиц. По этой причине экспериментальные рекомбинантные вирусы могут проникать в их клетки легче, чем в клетки дыхательных путей людей. Кроме того, неясно, являются ли гибридные вирусы столь же смертельными, как родительский вирус птичьего гриппа. Ни одна морская свинка от экспериментальных вирусов не погибла, но, по словам Чена, эти грызуны — не лучшая модель для оценки патогенности инфекции для людей.