Формулы чувств. Фильм о математиках раскрывает красоту научного творчества.

В широкий прокат на большой экран вышел удивительно тонкий, камерный, фильм “Чувственная математика” о представителях самой загадочной и невидимой науки. Действительно, что могут математики рассказать о себе? В их ежедневной работе нет ни лабораторий с колбами и пробирками, ни экспериментов на гигантских установках, ни древних черепков. С другой стороны, и об этом красноречиво говорит фильм режиссера Екатерины Еременко, лаборатория математика — весь окружающий мир.
“Большинству людей эта наука представляется абстрактной, загадочной, сложной и недосягаемой. Однако математика — это язык, на котором мир разговаривает с нами” — такими словами начинается картина, автор которой предлагает зрителю приблизиться к лучшим математикам мира и хотя бы примерно понять, о чем они размышляют.
Размышлять своим героям Екатерина Еременко (выпускница математического класса одной из московских школ, мехмата МГУ и мастерской Марлена Хуциева во ВГИКе) предлагает в самых разных обстоятельствах. Французский математик, лауреат Филдсовской премии, специалист в области математического анализа Седрик Виллани (на снимке) пробует науку “на вкус”. Где бы он ни находился — в небольшом ресторане, на конкурсе кулинаров-любителей или у плиты на собственной кухне, он рассуждает, следуя математической логике. Ученый показывает, как математика может объяснить нарастающую энтропию мира: “Мы смешиваем разные ингредиенты — салат, мясо, рыбу, и непонятно, что из этого получится”. На примере пара, исходящего от кофе, неожиданно выясняется, что переход из жидкого в газообразное состояние — не только физическая, но и математическая задача, связанная с понятием энтропии.
В картине шесть героев, шесть небольших новелл, поданных через призму шести чувств. К вкусу, зрению, обонянию, осязанию, слуху добавляется чувство равновесия.
От вкусовых ощущений и кулинарных экспериментов автор фильма предлагает нам перейти к зрительному восприятию мира. Академик РАН, профессор МГУ Анатолий Фоменко говорит о необыкновенном многообразии “устойчивых поверхностей”. Это и замысловатая мыльная пленка, и люстра в одном из холлов университета, и пчелиные соты, устроенные по оптимальным геометрическим законам. Но, оказывается, эти же законы могут помочь в оптимальной организации городских коммуникаций — об этом Анатолий Фоменко рассуждает у Садового кольца, глядя на традиционную дорожную пробку. “В точках ответвления дороги должны встречаться под углами в 120 градусов — такая система будет работать”, — уверен ученый.
Математик Ади Ранган из Института Куранта Нью-Йоркского университета анализирует запахи: “Как можно выделить один запах в помещении, где много других запахов?”. Эта задача аналогична уже решенной учеными задаче “коктейльной вечеринки” — множество людей разговаривают друг с другом, и нужно понять, о чем говорит конкретный человек. Сложность задачи с запахами в том, что они гораздо менее структурированы, хотя и состоят из конкретных химических элементов. “Некоторые люди способны различить “ароматы” испортившейся еды, вчерашней пиццы, но далеко не все обладают таким обонянием”, — отмечает ученый, который пытается на примере экспериментов с плодовыми мушками понять, как человеческий мозг реагирует на запахи.
Об осязании автор фильма говорит с профессором Берлинского технического университета, лауреатом премии Лейбница Гюнтером Циглером на фоне церкви причудливой архитектуры, которую горожане называют “пудреницей”. Как оптимально соединить фигуры — шарообразные, кубические, пирамидальные? Проще всего заполнить пространство прямоугольными брусками — такова, например, брусчатка тротуаров. Или песком, состоящим из отдельных кристаллов, на удивление легко соединяющихся вместе. Но наш мир заполняют и другие формы, и ученого интересуют законы “упаковки пространства”.
Слух — это чувство, которому буквально поет оду Жан-Мишель Бисмут, главный редактор одного из самых престижных математических журналов Inventiones Mathematicae, профессор Университета Южного Парижа. Ученый, не обладающий идеальным вокалом, напевает по нотам Бетховена и вспоминает, что решение одной из сложных математических задач неожиданно пришло к нему на концерте. “Математика, как музыка, нам дано видеть ее красоту и великолепие”, — признается профессор и сокрушается, что однажды совершил ошибку — решил уйти из науки в “обычную” жизнь. Бегство от любимой работы продлилось недолго. “Я заскучал и вернулся назад”, — улыбается математик.
О равновесии Екатерина Еременко разговаривает с Максимом Концевичем — лауреатом Филдсовской премии, постоянным профессором Института высших научных исследований под Парижем, почетным приглашенным профессором Ратгерского университета в США, а когда-то — руководителем семинара на мехмате МГУ. Максим бродит по лесу, собирает опята и рассуждает о поверхностях с отрицательной кривизной. Ученый в задумчивости разглядывает резной лист кустарника, словно применяя к нему свою теорию, и неожиданно машет рукой — “Впрочем, я сам запутался”.
Вот так, следя за размышлениями ученых в кадре, мы будто и сами становимся соучастниками научного поиска и переносимся из нашего “обычного” мира в их “интересный”.

Светлана Беляева

На снимке: кадр из фильма

Нет комментариев