Под парусами. Образовательный форум поймал ветер перемен.

Изменение формата Санкт-Петербургского образовательного форума — впервые он стал частью Всероссийского праздника “Алые паруса” и открылся в историческом Большом зале СПбНЦ РАН — наполнило этот смотр достижений профессионального образования особым смыслом, приблизив его и к выпускникам школ, которых с нетерпением ждут университеты, и к академическим учреждениям, непосредственно вовлеченным в подготовку кадров высшей квалификации.
Нашелся и еще один повод для встречи в штаб-квартире академической науки — приуроченное к началу форума заседание Комитета по присуждению премий правительства Санкт-Петербурга и СПбНЦ РАН в области науки и техники. На нем были определены лауреаты премий 2013 года во всех номинациях, включая новую, 17-ю, — за выдающиеся результаты в области исторических наук имени академика Евгения Тарле. Среди победителей — ученые академических институтов и вузов.
Как отметил открывший пленарное заседание форума губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, город на Неве, где волею Петра зародилась российская академия, и ныне прочно удерживает лидирующие позиции в науке и образовании. Например, создано более 30 вертикально интегрированных комплексов “вуз — колледж”, позволяющих ликвидировать разрыв между высшим и средним специальным образованием и целенаправленно готовить высококвалифицированных специалистов. Другие тенденции: двукратный, по сравнению с 2000 годом, рост числа иногородних студентов и растущая грантовая поддержка одаренных школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых со стороны правительства Санкт-Петербурга — в прошлом году она превысила 92 млн рублей.
Председатель Президиума СПбНЦ РАН, нобелевский лауреат, академик Жорес Алфёров посвятил свой доклад, пожалуй, самой обсуждаемой сегодня теме — взаимодействию академической науки и профессионального образования. На многочисленных примерах из истории и современности он показал, что академия с момента своего основания (знаменитая “петровская триада”!) была не только источником новых знаний, но и колыбелью образовательных учреждений. В первые годы Советской власти это физико-механический факультет Политехнического института в Петрограде, затем физико-технический факультет МГУ, впоследствии ставший Физтехом, охватившим широкий спектр направлений инженерно-физического образования. Это также система базовых кафедр ведущих академических учреждений и вузов.
Традицию единства науки и образования продолжают, в частности, Сибирское отделение РАН со своим Академгородком, Санкт-Петербургский академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН со своим физико-техническим лицеем. Такие университеты должны создаваться и в других научных центрах страны не ради конкуренции, а в помощь традиционным университетам для подготовки кадров по новым междисциплинарным специальностям.
Докладчик призвал раз и навсегда забыть о противопоставлении академической и вузовской науки, которые, наоборот, должны сплотиться для решения поставленной Президентом России задачи — создать к 2020 году 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. С этим, как объяснил Жорес Алфёров, связан и выбор повестки дня предстоящего осенью форума “Наука и общество” — VIII Санкт-Петербургской встречи нобелевских лауреатов “Наука и прогресс человечества” — “Новые технологии для новой экономики России”.
Дефицит специалистов, отвечающих потребностям времени, может стать серьезным тормозом для развития в стране инновационной экономики, подтвердил председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга ректор НИУ ИТМО Владимир Васильев. Для достойного заполнения вакансий в секторе экономики высоких технологий необходимо, в первую очередь, решить проблемы молодых ученых и преподавателей: по-прежнему невысокая зарплата, заниженный социальный статус, необеспеченность жильем. По мнению докладчика, принципиальным подходом было бы квотирование на законодательном уровне числа молодых ученых, участвующих в научных и опытно-конструкторских разработках по всем федеральным целевым программам, равно как и оплаты их труда. Одной лишь действующей ФЦП “Кадры” явно недостаточно.
Весьма познавательно (и поучительно!) прозвучали выступления работодателей, которые, в конечном счете, оценивают качество “продукции” образовательной сферы. Гендиректор компании Nissan в Санкт-Петербурге Дмитрий Михайлов как представитель нового для экономики города и, заметим, набирающего силу автомобильного кластера требования к молодым специалистам предъявил специфичные: одни должны быть сильны в электронике, другие — в расчете прочности конструкций, третьи — в дизайне и эргономике, четвертые — в маркетологии… А общий знаменатель — непременное знание английского языка и желательно — французского и японского.
Как бы стремительно ни развивались информационные и биотехнологии, ядром петербургской промышленности были и остаются машиностроение и металлообработка. Председатель Совета директоров оборонного предприятия “Звезда” Павел Плавник призвал даже отказаться от “мифов постиндустриального общества” и вплотную заняться кадровым обеспечением реиндустриализации — повышением привлекательности инженерных и рабочих специальностей, возрождением профориентации, производственной практики и целевой подготовки специалистов по договорам вузов с предприятиями.
“У нас на каждом шагу фитнес-центры и клубы восточных единоборств, а где кружки технического творчества?” — задался резонным вопросом П.Плавник. На фоне развала отраслевой науки особое значение приобретает деятельность инжиниринговых центров, подобных тому, что создан “Звездой” совместно с Политехническим университетом для разработки дизельных двигателей и трансмиссий. Директор заверил, что у “оборонки” прекрасный внутренний рынок, ее высокотехнологичная продукция пользуется спросом также в Белоруссии и Казахстане…
После пленарного заседания площадками для обсуждения актуальных образовательных технологий стали вузы города. Инновационные возможности высшей школы для развития промышленности уже более детально рассматривались в Политехническом университете. В Университете технологии и дизайна говорили о целевой подготовке и трудоустройстве выпускников, в Экономическом университете — об интеграции петербургской системы профессионального образования в мировой рынок, в Российском педагогическом университете — о развитии социальной активности студентов. Сетевые формы реализации образовательных программ были предметом дискуссии в Электротехническом университете “ЛЭТИ”, проблемы формирования здорового образа жизни студентов — в Университете физической культуры, спорта и здорьвья им. П.Ф.Лесгафта.
В Университете аэрокосмического приборостроения состоялся круглый стол по проблемам проведения приемной кампании — 2013. Контрольные цифры приема еще не озвучены, но речь шла о предполагаемом усилении роли практико-ориентированного (прикладного) бакалавриата в вузах и учреждениях среднего профессионального образования, а это прямая дорога в инженеры для будущих абитуриентов. Те же из них, кто — сами или вместе с родителями — посетил развернутую в рамках форума выставку “Профессиональное образование Санкт-Петербурга — 2013”, в которой были впервые представлены интерактивные экспозиции ряда федеральных университетов, могли увидеть, что нашим вузам есть чем гордиться и куда стремиться, и сориентироваться в своем профессиональном выборе.

Аркадий СОСНОВ
Фото с сайта администрации
Санкт-Петербурга

Нет комментариев