Путь к конкретике. В деле, где занято много участников, важно мнение квалифицированного большинства.

Люди, пытающиеся наладить подготовку кадров по международным совместным программам, идут к цели, как в альпинистской связке: шаг за шагом, страхуя и дожидаясь друг друга. Иначе к вершине не дойти. Такие ассоциации вызвала у меня встреча представителей национальных советов ректоров головных (базовых) вузов Университета Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), состоявшаяся недавно в Российском университете дружбы народов. Речь шла о планировании расширенного заседания Совета ректоров Университета Шанхайской организации сотрудничества и проведении VI Недели образования государств-членов ШОС, которые должны состояться в третьей декаде мая этого года в Москве. Участие во встрече принимали посланцы Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Китая и России.
Вел заседание председатель Совета ректоров Университета ШОС, ректор РУДН Владимир Филиппов, который сразу заявил, что “в деятельности УШОС наметился новый этап развития”.
— Если раньше сотрудничество зиждилось в основном на академических обменах, то сейчас речь идет о совместных программах, — рассказал Владимир Михайлович. — Первый вариант взаимодействия подразумевал, что студент,
отучившийся в одном из вузов УШОС семестр-два, получал об этом просто справку. Теперь вузы УШОС задумали выйти на совместные магистерские программы, по завершении которой обучающийся сможет получить магистерские дипломы сразу двух университетов с подробным приложением — какие предметы и насколько успешно изучал. А также магистр сможет получить сертификат сетевого Университета ШОС, утвержденный учеными советами этих университетов по отдельным специальностям. Сегодня их, напомним, семь: регионоведение, ИT-технологии, нанотехнологии, энергетика, экология, экономика, педагогика. Получение сертификата УШОС по любому из них будет свидетельствовать о незаурядном усердии человека при получении знаний и наверняка — способствовать его карьерному росту.
Но чтобы реализовать задуманное вузами УШОС (их 79), сначала надо выйти на общее международное соглашение. Например, по направлению “Экология” сразу 15 университетов разных стран должны прийти к согласию квалифицированного большинства по содержанию совместной магистерской программы. Вероятно, она будет двухлетняя, хотя в Китае магистры учатся три года. Первый год учащийся будет осваивать дисциплины по базовому национальному стандарту, а второй год изучать элективный курс — дисциплины по выбору — в вузе-партнере первого университета. Для таких тандемов, кстати, очень подходят вузы типа РУДН, которым указом Президента РФ дано право реализации собственных образовательных программ. То есть РУДН может составить индивидуальные магистерские программы, но они должны быть связаны с лицензией вуза. Опыт подобной работы у вуза есть — он реализует 85 совместных образовательных программ двух дипломов с разными вузами. Но одно дело — договориться двум учебным заведениям, другое — сразу 15 вузам разных стран признать, что общие цели каждой из магистерских программ перспективны и полезны для ШОС.
— Если мы принимаем такую концепцию развития, то уже в мае надо подписывать международные соглашения по каждому из семи направлений и, если будут готовы, двусторонние соглашения отдельных вузов в рамках тех же направлений, — обозначил сроки В.Филиппов. — Мы должны быть полностью готовы к приему с лета 2014 года, но тот, кто сможет начать совместную работу раньше, приступайте. Кстати, вузы, участвующие по одному направлению, но имеющие высокий потенциал по остальным направлениям, могут подать заявку и на рабочих группах по соответствующим направлениям отстоять свое право готовить магистров и по этим дисциплинам. Таким образом, есть возможность расширять свое участие в УШОС, а не арифметически наращивать численность вошедших в него вузов. Сегодня важно с участием национальных советов ректоров УШОС самостоятельно выработать критерии приема в наш элитарный сетевой университет ШОС, избравший для себя принципом организации высокую требовательность к качеству предлагаемых образовательных программ.
Какими они могут быть, собравшиеся обсуждали основательно. Как рассказала проректор по международной деятельности РУДН Гульнара Краснова, такая программа составляется в рамках нормативного поля каждого вуза, заключившего двустороннее соглашение. Иных нормативных документов, регулирующих отношения по программам, нет. Головной вуз должен определить перечень и количество участников, разработать силами рабочей группы примерную структуру и требования к учебному плану совместной программы. Решение всех спорных вопросов начинается с обсуждения на рабочей группе, только потом выносится на совет направления и совет ректоров. Решения принимаются квалифицированным большинством совета по направлению (минимум две трети участников должны быть “за”).
— Конечная цель большой работы УШОС, — считает В.Филиппов, — интернационализация образования в рамках ШОС, привлечение внимания к данной проблеме. Для этого надо вынести решаемые задачи на уровень совета глав государств ШОС либо на уровень мероприятий советов глав правительств ШОС, ибо эта международная деятельность ориентирована на укрепление сотрудничества и развитие наших стран. О работе УШОС должны знать люди, принимающие государственные решения, и поддерживать его примерно так, как поддерживается развитие Сетевого университета СНГ.
Как к этой цели двигаться, подробно рассказала Гульнара Краснова. Зачисление будет происходить в национальный вуз, входящий в УШОС, а затем в тот, с которым выполняется совместная программа. Языки обучения — те, что приняты в вузе: в Шанхайском — китайский, в РУДН или МЭИ — русский, в Астане — казахский… Кто реализует программу, тот и выбирает язык преподавания. Важно указать в соглашении систему перевода оценок: как известно, российская “пятерка” может иметь разное обозначение в Казахстане или Китае, наименование научных степеней и квалификаций, источников финансирования — все это должно быть четко зафиксировано. Итоговая аттестация — в том университете, где студент заканчивает обучение в магистратуре. Сертификат подписывает ректор вуза, где проходит итоговая аттестация. Действуют вузы-партнеры по двустороннему соглашению в рамках своих национальных законодательств. “Третий год такая работа идет в Сетевом университете СНГ — получается, — заметила Гульнара Амангельдиновна. — Мы организовывали его по опыту программы TEMPUS, где многосторонние соглашения по одной магистерской программе подписывают до 40 университетов. И наши предложения по языку преподавания, приложениям к диплому — все взято из успешной европейской практики, опыт которой просто требуется адаптировать к нашим национальным традициям. Но и медлить нельзя: не успеем оглянуться — придет время приемной кампании 2014 года. И к ней надо готовиться всем участникам. Как? Ну, хотя бы обратиться в свои национальные министерства образования, чтобы были выделены квоты для обу-чения в УШОС своих и иностранных граждан, как делает это Россия, как делают для Сетевого университета СНГ Белоруссия, Киргизия, Таджикистан и Казахстан. Пусть по нескольку десятков человек в каждый прием, но это станет залогом нашего общего будущего.

Елизавета ПОНАРИНА

Нет комментариев