Спасти рядовую реку. И бизнесменам не чужды проблемы экологии.

О важности сохранения окружающей среды говорят много, но до решения конкретных экологических проблем дело доходит нечасто. Тем не менее ученые и общественные организации не теряют надежды, продолжают заниматься “больной” темой. Острые вопросы были затронуты специалистами на экологической конференции, организованной Пущинским государственным университетом и Московским областным благотворительным общественным фондом “Достоинство”. Конференция прошла в Институте биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г.К.Скрябина (ИБФМ) РАН (Пущино).
 — Лучше заниматься профилактикой неблагоприятных ситуаций, вызванных деятельностью человека, чем потом подключать медицину, — отметил, открывая конференцию, директор ИБФМ член-корреспондент РАН Александр Боронин. — К сожалению, у нас нет точной статистики, сколько людей страдает от загрязнений окружающей среды. Известно только, что цифры большие, в том числе и касающиеся детей.
Тем не менее некоторые цифры прозвучали. Были приведены сведения из государственного доклада “О состоянии окружающей среды в РФ” за 2007 год. Согласно ему, высокий и очень высокий уровень загрязнения воздуха отмечен в 142 городах с общей численностью населения 58,2 млн человек (около 41% населения России). Сверхнормативному воздействию шума подвергаются более 10 млн жителей. Более половины населения страны потребляют питьевую воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим нормам. 72% сбрасываемых сточных вод по качеству не соответствуют требованиям природоохранного законодательства. Вода всех великих рек России, в среднем и нижнем течениях, оценивается по классам: от “загрязненная” до “очень грязная”.
Многие докладчики подчеркивали, что до сих пор штрафы за негативное воздействие на окружающую среду минимальные, их следует повысить на порядок. Для точного “вычисления” нанесенного ущерба необходимо провести “инвентаризацию” биосферы: посчитать примерное количество основных представителей флоры и фауны в конкретных регионах, городах, лесах, водоемах.
— Вызывает недоумение, что при наличии серьезных экологических проблем в России абсолютно отсутствует адекватная иерархия природоохранных органов, — заметил доктор технических наук Анатолий Шмаль. — “Нахождение” специального уполномоченного органа в области охраны окружающей среды внутри Министерства природных ресурсов и экологии напрямую противоречит ФЗ об охране окружающей среды (статья 65): “Запрещается совмещение функций государственного экологического контроля с хозяйственной деятельностью”. Министерство занимается разведкой и добычей полезных ископаемых, причем не только в России, но и за ее пределами, то есть совершает достаточно масштабное воздействие на окружающую среду. Как ни странно, но “правильное государственное администрирование” пришлось на начало 1990-х. Тогда Министерство экологии было отдельно, а Министерство природопользования отдельно. Но за 18 лет начиная с 1992-го произошло несколько реорганизаций природоохранных органов. Разве можно наладить хорошую, стабильную работу при постоянных структурных изменениях?
Вспомнили ученые и минувшее лето, когда при запредельно высокой температуре в Москве и некоторых других регионах нечем было дышать из-за густого дыма. Причин такого “апокалипсиса” несколько. Первая — это, безусловно, аномально жаркий сезон без дождей. Вторая — человеческий фактор. Третья причина — развал лесного хозяйства. Мало того что леса пришли в очень плохое состояние, в мае-июне 2010-го только в Московской области уволили около 500 лесников. Результат всего этого не замедлил сказаться.
 — В огне исчезли десятки тысяч гектаров леса, — сообщил заведующий отделом мелиорации земель Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации им. А.Н.Костякова доктор технических наук Кирилл Губер. — И все это происходило недалеко от столицы. Торфяники выгорали до метра в глубину. Тушение пожаров осложнялось плачевным состоянием каналов: невозможно было подъехать к ним.
Какие же конкретные мероприятия нужно провести для предупреждения последующих пожаров? В первую очередь необходимо вывезти древесину. А лежат после пожаров десятки тысяч кубометров деревьев. В чем опасность “лежачего” леса? Дело в том, что если его не убрать, то за зиму он высохнет. А дальше… Любое неосторожное обращение с огнем приведет к грандиознейшим пожарам, которые по масштабам будут несопоставимы с тем, что произошло летом 2010-го. К счастью, многие лесные хозяйства стали оживать, вести активную работу по расчистке лесов.
Коснулись и проблем рек. Многие водоемы имеют высокий уровень загрязненности, в том числе из-за популярных в последнее время ливневых канализаций.
 — Раньше дождевая и талая вода стекала с городов по лужам, ручейкам, это позволяло ей отстаиваться где-то, — объяснил директор экологической и водохозяйственной фирмы ООО “Вед” Сергей Шашков. — Затем появились “ливневки”, польза от которых вовсе не экологическая. Это, прежде всего, инженерная защита территорий, благоустройство. Сегодня практически нигде нет очистных сооружений по пути следования бетонных труб. А ведь для городов достаточно простых отстойников в виде прудиков с временем пребывания там сточной воды три-четыре часа. Этого хватит, чтобы взвесь выпала на дно. Остальную работу проведет сама река, обладающая способностью к самоочищению.
Из других факторов загрязнения рек можно назвать застройки в водоохраной зоне, дороги (особенно федеральные трассы), распаханные поля. Серьезный источник — животноводство. Любые поверхностные воды, снеготаяние генерируют проникновение в реки органики, веществ, создающих неприятный запах. Ну и, конечно, нельзя не сказать о традиционных сбросах — городских сточных водах. Во многих населенных пунктах очистные сооружения изношенные, эксплуатируются в форсированном режиме. Степень очистки стоков — не полагающиеся 95%, а максимум — 40-50%. Подавляющее большинство вод не обеззараживается, из-за чего значительное количество болезнетворных микробов, вплоть до возбудителей холеры, попадает в реки.
Впечатлил доклад Гульназ Миннуллиной, менеджера по охране окружающей среды компании “Марс”, известной своими шоколадными брендами “Сникерс”, “Твикс”, кормами для животных “Вискас”, “Педигри”. Только в России компания построила несколько заводов, где тщательно решают задачи не только экономические, но и связанные с ресурсо- и энергосбережением, сохранением окружающей среды.
Почему такая крупная компания, как “Марс”, вдруг решила заняться экологическими проблемами? На это есть причина, и не одна. Компания понимает, что масштабы изменений в отдельно взятой стране не могут быть локальными. Они имеют влияние (может, не всегда заметное на первый взгляд) на весь мир и на отдельно взятое производство “Марса” в частности. Производитель шоколада использует какао, которое выращивается в Африке. И если на этом континенте вдруг произойдут, скажем, природные аномалии, то завтра компания может оказаться без источника сырья, а значит, и без гигантского производства. Если вымерзнут где-то посевы, то опять же исчезнет сырьевой ресурс для выпуска продуктов и кормов. Кстати, согласно расчетам, около 80-90% потребляемой энергии, воды, производимых отходов приходится на стадию получения сырья. Поэтому запущены проекты по взаимодействию с фермерами в Африке. Специалисты учат их правильному, безопасному использованию почвы, грамотной утилизации отходов, повышению производительности без отрицательного влияния на окружающую среду.
Кроме того, “Марс” активно реализует программу, по которой с каждым годом должно неуклонно снижаться негативное воздействие на природу. К примеру, собираются достичь “ноля процентов на полигоны” к 2015 году. И это несмотря на постоянное развитие, расширение компании. Для этого приходится инвестировать в энерго-, ресурсо-, водосберегающие проекты.
По одному из проектов под названием “Киллватт” (дословный перевод — “убей ватт”) в довольно безлюдных местах устанавливаются сенсорные датчики. Это могут быть длинные коридоры, по которым проходят специальные сотрудники всего несколько раз в день. А устанавливать там свет необходимо по санитарным требованиям. Датчики здесь оптимально решают проблему. Они включают свет, когда в помещении кто-то появляется, и отключают, когда человек уходит. Одна из столовых почти полностью построена из стекла. Днем пространство освещает солнце, ночью автоматически включаются электрические лампы.
По мини-проекту, реализованному на фабрике по производству кондитерских изделий, получают биогаз. Это достигается с помощью очистных сооружений полного цикла, включающих реакторы аэробного и анаэробного сбраживания сточной воды. Получаемым биогазом отапливают эти же очистные сооружения.
Раньше очищенные стоки сбрасывались в реку, как это делается везде. Причем качество этих стоков было намного лучше, чем самого водного объекта. После анализа ситуации в компании поняли, что такая вода может быть нужной. И вот уже более двух лет на кондитерской фабрике “Марса” функционирует проект по рециклингу такой воды — она используется для технических нужд. Такое новшество позволило на 10% сократить водопотребление.
Последнее слово на конференции было за ее председателем, роль которого исполнял заведующий проблемной лабораторией водных экосистем ПущГУ Петр Машкин. Он сообщил собравшимся, что будет составлен документ с изложением прозвучавших в докладах экологических проблем. Этот документ затем отправят чиновникам высокого ранга с надеждой на решение наболевших вопросов, связанных с окружающей средой.

Фирюза ЯНЧИЛИНА

Нет комментариев