Эксклюзивная единица. Индивидуальный подход к студенту позволяет. ТУСУР готовить востребованных специалистов.

Президент Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Анатолий Кобзев уверен: система подготовки инженеров требует существенных изменений. И решать задачу должны сами вузы, считает он. ТУСУР уже не первый год работает в этом направлении, а в ближайшее время здесь собираются реализовать новую программу повышения качества обучения. Профессор Кобзев — один из ее авторов. По его признанию, многие из идей программы были “выношены” на кафедре промышленной электроники, которую он возглавляет, еще десятилетия назад.
— Я достаточно давно задался вопросом, — говорит Анатолий Васильевич, — почему существующая поточно-групповая система подготовки при всех ее недостатках так устойчива к изменениям? Причин набралось много, первая из них — дешевизна. Большие потоки лекций, экономия на библиотеках, лабораторные установки на 4-5 человек — все это не требует больших расходов. Не менее важная причина то, что такая система подготовки всех устраивает, ее легко диспетчировать: здесь минимальная единица не человек, не студент, а группа, поток. Это ни в коей мере не способствует самостоятельному добыванию знаний — важнейшему условию становления творческого специалиста.
В ТУСУР созданы собственные технологии подготовки, например, групповое проектное обучение (ГПО), которое вуз активно внедряет с 2006 года, после того как выиграл в конкурсе инновационных образовательных программ. Полученные за победу в конкурсе деньги позволили оснастить лаборатории ГПО.
— Но первым делом мы решили включить занятия групп проектного обучения в учебный план, выделить день ГПО, ввести жесткий контроль посещаемости занятий, — продолжает А.Кобзев. — Вуз начал платить преподавателям за дополнительную нагрузку. Нужно было мотивировать и студентов: участники групп ГПО получили надбавки из стипендиального фонда. В итоге технология заработала, сегодня у нас нет проблем с формированием таких групп. Кроме того, этот опыт помог понять: нужно менять всю методику подготовки инженерных кадров. Постепенно мы пришли к формулированию совокупности решений, которые позволят запустить новую систему. Важно именно сейчас уяснить, что нужно сделать, чтобы намеченные преобразования не остались только на бумаге.
Центральный этап всех изменений — переход к тому, чтобы минимальной единицей считалась не учебная группа, а человек, студент. Именно этот этап стал отправным для создания новой программы. Хотя, надо признать, он заметно усложняет работу всех подразделений университета.
Как добиться, чтобы молодой человек выходил из стен университета отличным специалистом, смог найти достойную работу? За годы учебы студент должен освоить определенный и эксклюзивный набор навыков и умений, который затем позволит ему опережать своих конкурентов. Поэтому в вузе нужно создать все условия для того, чтобы он приобрел опыт выполнения реальных проектов, чтобы не только в теории, но и на практике постигал сложности своей специальности. Сегодня в ТУСУР для 40% студентов — тех, кто занимается в ГПО, а также резидентов бизнес-инкубатора и участников хоздоговорных работ — такие условия созданы. Остальные 60%, к сожалению, продолжают учиться по старинке. А нужно, чтобы каждый студент имел возможность получать необходимые для будущей профессии знания и опыт, чтобы у него было свое рабочее место и оборудование, на котором он мог бы выполнять собственные исследования и доводить их до успешного завершения.
— Если мы не сможем обеспечить такой подход к учебе, то снова скатимся к бумажным реформам, — подчеркивает Анатолий Васильевич. — Все предметы в вузе должны работать на главную цель — освоение специальности на практике. В нашей программе большое внимание уделяется преподаванию математики. Мое предложение — давать этот предмет не в концентрированном виде в течение двух-трех семестров, а вводить на протяжении всего времени обучения. Каждый блок учебной программы нужно привязать к специальности. Это очень важный шаг. Ведь чтобы студент смог получить эксклюзивные знания и умения, предмет должен быть, в первую очередь, ориентирован на специальность. Нам предстоит пересмотреть программы и по другим дисциплинам, заставить их работать на главную цель — выпускать из стен ТУСУР востребованного специалиста.
Еще одна задача, стоящая перед университетом, — повышение мотивации обучения. Чтобы студент проявлял больше интереса к специальности, профильные предметы, по мнению профессора Кобзева, нужно вводить не с третьего, а с первого курса, с первого семестра. Вузу предстоит пересмотреть рабочие планы и составить новые рабочие программы по каждому курсу.
— И здесь нас ожидает еще одно препятствие, — замечает президент ТУСУР. — Сегодня вуз обязан выполнять множество контрольных функций: 24 экзамена и зачета в год (для сравнения: в ведущих университетах мира — 3-4 междисциплинарных экзамена). Мы можем уменьшить эту цифру, по крайней мере, вдвое. Только задумайтесь: за все время обучения из 9 тысяч учебных часов больше тысячи уходит только на экзамены и зачеты. А на лабораторные работы — именно там и должны формироваться зачатки профессиональных знаний — всего 600 часов. 6,5% от общего времени! Намного меньше, чем на контроль. Этот вопрос тоже предстоит решить в рамках новой системы подготовки. Заниматься студенты должны не по готовым макетам обучения, подгруппами, а строго в индивидуальном порядке. Каждый должен в процессе работы выполнить определенное конкретное задание. И вообще, я считаю, что настала пора все практические занятия перевести в разряд лабораторных работ и уйти наконец от существующей системы их проведения: парта — бумага — доска — мел. Если удастся реализовать на практике все предложенные изменения, нас ждет настоящий прорыв к высокому качеству в системе подготовки инженерных кадров.
Следует отметить, что для реализации нашего проекта не нужны специальные разрешения Министерства образования и науки, не потребуется и дополнительного масштабного финансирования, вуз рассчитывает на средства стратегической программы. Главная задача в том, чтобы научиться работать по-новому самим преподавателям: перестроиться так, чтобы не просто вести лекции и принимать экзамены, а консультировать, давать рекомендации. Еще один важный момент. Третья часть учебного времени в вузе (3 тысячи часов) отводится на так называемую самостоятельную работу. В российских вузах нет опыта ее грамотной организации. Между тем в ведущих университетах мира именно внеаудиторная работа является центральным звеном подготовки студентов.
— За рубежом в университетах очень ценят труд тьютора, — замечает А.Кобзев. — Этот специалист работает с каждым студентом отдельно, составляет вместе с ним индивидуальную траекторию обучения, организует его самостоятельную работу. Наша цель — поставить дело таким образом, чтобы куратор-преподаватель вместе с тьюторами отвечал за каждого первокурсника, постоянно навещал его в общежитии, консультировал, помогал решить текущие учебные и бытовые вопросы. Внеаудиторная работа и должна проводиться вне аудитории — в этом ее смысл. Пока мы прорабатываем детали организации кураторской деятельности. Итоговая наша задача — сделать так, чтобы фигура куратора стала для студента ключевой, ведь именно этот человек помогает ему найти себя, свой путь. Конечно, такой труд нужно оплачивать дополнительно. В ТУСУР есть свои образовательные традиции, свои сильные стороны, отменять или забывать про них мы не будем. Но они не помешают, а только помогут в реализации новой технологии обучения.
Для этого еще много предстоит сделать: переориентировать рабочие программы на практическое освоение специальности, создать условия для эффективной самостоятельной работы, открыть новые учебные рабочие места. Зато когда эта технология заработает, не единицы, не 40, а 80% выйдут из стен ТУСУР эксклюзивными специалистами.

Оксана КОНОВАЛОВА
Фото предоставлено ТУСУР

Нет комментариев