Свое иное. Интерес к другим культурам — признак инновационности мышления.

Недавние беспорядки на Манежной площади в очередной раз показали, что ситуация в межнациональной сфере в нашей стране далеко не безоблачна. С подобными проблемами сталкивается не только Россия — достаточно вспомнить решения властей некоторых европейских стран о запрете на ношение паранджи и хеджабов, результаты швейцарского референдума, на котором большинство граждан страны высказалось за введение запрета на строительство минаретов. Как же наладить диалог разных культур? Поиском путей, сближающих людей разных рас, конфессий и цивилизаций, занимаются не только политики. Ответы на некоторые вопросы можно отыскать и в трудах ученых. Так, проблемам межнациональных отношений было посвящено недавнее совместное заседание Общего собрания Российской академии социологических наук, ученого совета Института социально-политических исследований РАН и учебно-научного центра — РАН — МГУ — МГИМО.
С докладом-презентацией своего шеститомного труда на встрече выступил доктор философских наук Александр Машкевич. “Я долго жил в Казахстане и занимался исследованиями многовековых связей, которые сложились у еврейского и казахского народов, — рассказал он. — Изучая историю переселения больших масс еврейского народа в Казахстан, я собрал огромный историко-архивный материал и подготовил первый том — книгу “Евреи Казахстана”. Через призму человеческих судеб в ней рассказано об одном из самых малоизученных периодов межнационального взаимодействия, показано, как складывалось сосуществование евреев с другими этническими группами, было ли оно конфликтным, и если да, то почему”.
“Можно назвать разные причины антисемитизма, — комментирует А.Машкевич содержание своей второй книги “Евреи и мир”. — Глубокая духовная ограниченность, замыкание в узких культурных, а правильнее назвать — некультурных рамках”. По его мнению, благодаря контактам разных народов накапливается потенциал к инновационному восприятию мира. Контакты с необычным социальным объектом, будь то незнакомая непривычная идея или инакомыслящий человек, способствуют развитию инновационного духа.
“Неприятие инакости заложено глубоко в подсознании человека, — считает А.Машкевич. — Она означает нарушение стабильности, необходимость личных изменений. Для принятия нового необходим определенный интеллектуальный уровень, инновационное сознание либо эмоциональная расположенность к новому или к конкретному носителю инакости. На стыке эмоционального и интеллектуального выделяется эстетическая и этическая предрасположенность к иному. Возникает конфликт в ценностях, одна из которых инновационная, а другая — традиционная. Позитивное восприятие евреев, по сути, путь к инновационному восприятию мира”.
Еще одна книга шеститомника называется “Диалог цивилизаций” и посвящена истории взаимодействия разных культур. “Каждая цивилизация за время диалога обогащает другую, — уверен А.Машкевич. — А в конфликтах между ними проигрывают все: и победители, и побежденные”. Еще одна важная для автора тема — осмысление общечеловеческого сознания и поведения больших людских масс — раскрыта в книге “Восхождение к общечеловеческому”. “Ненавижу, когда людей делят по национальностям и религиям, — заявил докладчик. — Намного важнее нравственные, профессиональные качества, интеллект. В своей работе я стараюсь доказать, что общечеловеческие принципы превалируют над этническими различиями”.
Ректор Московского государственного института международных отношений член-корреспондент РАН Анатолий Торкунов предупредил участников заседания об “опасности “затеоретизировать” дискуссию”. “Поставленные вопросы имеют важное практическое значение, — сказал он, — и для нашего Отечества, и для международного сообщества”. По его мнению, результатом таких обсуждений должны стать практические рекомендации, касающиеся каждодневного бытия. Так, современные межэтнические конфликты в России связаны с инакостью поведения и восприятия мира со стороны мигрантов. Многие из них не понимают и не принимают уже существующих порядков. “Ситуация непростая, и она усугубляется, — считает А.Торкунов. — Ее разрешение должно иметь серьезную фундаментальную теоретическую подпорку”.
Многие выступающие вспоминали о беспорядках на Манежной площади. С высказанным мнением о том, что ход межэтнического столкновения в центре Москвы свидетельствовал только лишь о неэффективной деятельности правоохранительных органов, не согласился председатель Союза социологов России, ректор Российского государственного социального университета, академик РАН Василий Жуков. “К сожалению, проблема намного глубже, — сказал ученый. — Она связана со сложностями консолидации российского общества. При ее решении существенно возрастает значение просвещения. В этом контексте труд, представленный А.Машкевичем, приобретает особую ценность”.

Елена МОРГУНОВА

Нет комментариев