Будет буря. Ученые знают, как держать солнечный удар.

Участники первого после новогодних праздников заседания Президиума РАН говорили о погоде — правда, не земной, а космической. Известно, что солнечная активность оказывает серьезное влияние на физические процессы, происходящие на Земле и в околоземном пространстве. В своем научном сообщении доктор физико-математических наук Владимир Кузнецов из Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН (ИЗМИРАН) и член-корреспондент РАН Николай Махутов подробно осветили один из аспектов этой тематики — воздействие солнечно-земной физики на инфраструктуру энергетики.
Оказывается, даже небольшие “солнечные бомбардировки” представляют огромную угрозу современному  технологическому миру. Во время пиков солнечной активности Земля попадает на “линию огня”, состоящую из потоков высокоэнергетических частиц. В результате этого магнитное поле планеты искажается. За один 11-летний солнечный цикл на Земле из-за выбросов коронального вещества, вспышек, потоков солнечного ветра происходит около 500 магнитных бурь, которые могут приводить к опасным, а в ряде случае и катастрофическим последствиям для энергосистем.
В качестве примера докладчик упомянул разразившийся в марте 1989 года “космический шторм”, когда канадский штат Квебек был на 9 часов полностью обесточен из-за возникших в линиях электропередачи индукционных токов и отключения защитных реле. Во время магнитных бурь наблюдаются сбои в подводных трансатлантических кабелях связи, изменяются орбиты спутников, нарушаются радиосвязь и работа навигационных систем. В трубопроводах наведенные токи нарушают антикоррозийную защиту, уменьшая срок их эксплуатации.
Можно ли защититься от внеземного “ненастья”? Спутники и приборы, способные глобально противостоять опасным воздействиям космической среды, в развитых странах пока только создаются. А вот локальные методы, связанные с реагированием на конкретную ситуацию, используются повсеместно. По словам академика Владимира Фортова, современные защитные системы в большинстве случаев способны блокировать воздействие на энергосистемы процессов, происходящих в околоземном пространстве.
Однако проблема в том, что российские электросети физически и морально устарели, выработали свой ресурс. Их необходимо заменять на так называемые умные сети, способные адаптироваться к изменяющимся условиям, что позволяет радикально увеличить надежность систем, отметил Владимир Евгеньевич. Он назвал и другие способы борьбы с воздействиями, которые можно применять уже сейчас, иначе тяжелых системных аварий не избежать.
Для повышения эффективности этих действий необходимо вести постоянный мониторинг состояния околоземного пространства и разрабатывать точные методы прогноза солнечной активности. Этой работой занимаются многие институты Академии наук. Так, в
ИЗМИРАН функционирует Центр прогнозов геофизической обстановки, который ведет наблюдения за состоянием солнечной активности по наземным и космическим данным и обеспечивает информацией о состоянии магнитного поля Земли и магнитных бурях заинтересованные организации и ведомства.
Но в целом ситуация в стране непростая, заявил директор Геофизического центра академии член-корреспондент РАН Алексей Гвишиани. Если в СССР количество обсерваторий, измеряющих магнитное поле на поверхности Земли, в лучшие годы было больше, чем в США, то в нынешней России всего пять научных структур, показания которых отвечают наивысшим стандартам измерений: в Борке, Новосибирске, Иркутске, Магадане, Якутске. При этом на территории нашей страны нет центра, обобщающего собранную ими информацию, вся она передается за рубеж. Отделение наук о Земле поручило Геофизическому центру РАН создать российский центр по обработке данных. Академия уже закупила пять комплектов новейшего оборудования для создания новых обсерваторий.
Рассказывали о своих исследованиях влияния солнечной активности на технические системы и другие выступавшие. Все они отмечали актуальность этой работы и вносили предложения по ее совершенствованию. Подводя итоги дискуссии, президент РАН Юрий Осипов заявил, что обсуждаемая проблема относится к разряду глобальных, не говоря уже о том, что она затрагивает вопросы безопасности страны. В связи с этим академик-секретарь Отделения общественных наук Андрей Кокошин предложил направить докладную записку, содержащую инициативы ученых РАН, в Правительство и Совет безопасности РФ. Как депутат Госдумы он пообещал лоббировать принятие закона, прописывающего механизм контроля за геофизической обстановкой в интересах устойчивого функционирования народного хозяйства. В США аналогичный нормативный акт действует уже довольно давно.

Надежда АЛЕКСАНДРОВА