От затрат к результатам. Министерство надеется на появление новой научной элиты.

Проекты двух федеральных целевых программ “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы” и “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2014-2020 годы, а также итоги реализации Концепции осуществления Минобрнауки России полномочий собственника в отношении имущества подведомственных организаций стали темами очередной коллегии Минобрнауки России, состоявшейся в конце февраля.
Директор Департамента развития приоритетных направлений науки и технологий министерства Сергей Салихов озвучил некоторые данные по итогам реализации предыдущих аналогичных ФЦП. Так, в ходе ФЦП “Исследования и разработки…” в 2007-2012 годах было заключено 4511 госконтрактов (15 500 заявок) с финансированием из федерального бюджета 89,18 млрд рублей, из внебюджетных источников — 57,14 млрд рублей; подготовлено и защищено более 3130 диссертаций; опубликовано свыше 22 500 научных статей; разработаны 274 новые технологии; осуществлен выпуск новой и усовершенствованной продукции в объеме 171,81 млрд рублей, в том числе 30,79 млрд рублей на экспорт. Более 2250 патентов и заявок на получение патентов — также значимый результат данной ФЦП.
Не менее впечатляющи и итоги реализации ФЦП “Кадры” в 2009-2012 годах: заключено 10 646 госконтрактов и соглашений (47 647 заявок) с финансированием из федерального бюджета 29,56 млрд рублей, из внебюджетных источников — 3,66 млрд рублей (ключевые мероприятия программы); представлены к защите более 8 тысяч диссертаций; закреплено в сфере науки, образования и высоких технологий более 17 тысяч студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей; получено свыше тысячи патентов и авторских свидетельств; подготовлено более 11 тысяч докладов на конференциях, из них 2700 — за рубежом; проведено свыше трех тысяч научных конференций, школ, олимпиад и конкурсов, в которых приняло участие более 150 тысяч студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей.
Что касается ключевых моментов, которые нашли отражение в проектах новых ФЦП, то это, прежде всего, адресность финансирования (переход от массовой поддержки исследований к работе с наиболее успешными научными коллективами), переход к грантовой системе (в центре внимания теперь научная сторона проекта НИР, при этом стоимость самого НИР не влияет на победу в конкурсе), контроль за достижением результатов (в частности, при активном участии научной общественности) и финансовый контроль за исполнением проекта на всех этапах, начиная с оценки стоимости ресурсов, указанных в заявке.
Докладчик подчеркнул преемственность обеих ФЦП по отношению к их предшественницам. В то же время, с учетом полученных результатов и необходимости достижения новых стратегических целей в рамках программ 2014-2020 годов планируется применение новых инструментов, разработанных по результатам анализа опыта реализации старых ФЦП. Основная цель “Исследований и разработок…” на 2014-2020 годы — формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора прикладных исследований и разработок, переход к 2017 году на преимущественное финансирование НИОКР, выполняемых в рамках комплексных программ исследований по приоритетам развития научно-технической сферы; создание эффективной системы формирования тематик с учетом существующих инструментов государственно-частного партнерства (в том числе технологических платформ, кластеров) и государственной поддержки исследований и разработок на докоммерческой стадии, обеспечивающей существенное повышение востребованности результатов НИОКР отраслями экономики. Среди отличий новой ФЦП от предыдущих могут быть выделены два основных: во-первых, то, что большая часть финансирования будет осуществляться на основе грантов (в текущей программе главным инструментом финансирования являлись открытые конкурсы в соответствии с ФЗ №94), а во-вторых, наличие поддержки исследований на докоммерческой стадии и отсутствие блока “Коммерциализация технологий”, имеющегося в текущей программе.
Главная цель ФЦП “Кадры” на 2014-2020 годы — развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессионального кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы и повышение его конкурентоспособности на мировом уровне. Для достижения задуманного необходимо развитие системы механизмов расширения количественного и улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров; повышение результативности научных и научно-педагогических кадров, создание механизмов стимулирования их научной и инновационной активности; активизация внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров; развитие сети национальных исследовательских университетов и других образовательных учреждений. Реализация программы к 2020 году позволит стране иметь конкурентоспособный кадровый потенциал научной и научно-образовательной сферы, квалификация и результативность которого будут соответствовать потребностям инновационной экономики и мировому уровню.
Осуществить обе программы планируется в несколько этапов. Первый этап “Исследований и разработок…” рассчитан на 2014-2017 годы, второй — на 2018-2020 годы. Этапы реализации программы “Кадры”: 2014-2015 годы и 2016-2020 годы.
В соответствии с предварительной структурой финансирования ФЦП “Исследования и разработки…” в 2014-2020 годах (по блокам в рамках базового сценария) на проведение исследований направляется 57% бюджетного финансирования программы, на обеспечение эффективной интеграции российского научно-технологического комплекса в глобальную международную инновационную систему — 6,8%, на развитие единой инфраструктуры сектора исследований и разработок предусматривается 20,9%, на обеспечение институциональной базы исследований и разработок закладывается 12,3%, а на обеспечение эффективной реализации программы — 3% ее бюджетного финансирования.
Прогнозируемый объем финансирования программы “Кадры” на 2014-2020 годы должен составить 278 672,35 млн рублей, из которых 237 787,71 млн
рублей — средства федерального бюджета, 40 884,64 млн рублей — средства внебюджетных источников. Удельный вес бюджетного финансирования по программным мероприятиям направления “Воспроизводство и повышение конкурентоспособности научных и научно-педагогических кадров, стимулирование их мобильности” — 52,6%, в том числе: 31,1% бюджетного финансирования пойдут на поддержку ведущих лабораторий вузов, учреждений государственных академий наук, государственных научных центров; 9,08% бюджетного финансирования — на поддержку молодых научных и научно-педагогических кадров; 12,3% бюджетного финансирования — на развитие внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров. Бюджетное финансирование по программным мероприятиям направления “Развитие сети национальных исследовательских университетов и других образовательных учреждений” в общем объеме финансирования программы составляет 35,25%, а по направлению “Инвестиции, обеспечивающие государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров” — 10,3%.
Необходимость указанного объема и соответствующего распределения финансирования мероприятий программы принципиальна с точки зрения выполнения государственных задач по стратегическому развитию кадрового потенциала сектора исследований и разработок и связанного с ним сектора высшего профессионального образования, считают в Минобр­науки. Однако, как заметил принявший участие в коллегии замминистра финансов Михаил Котюков, что касается бюджета обеих новых ФЦП — на данный момент можно вести разговор только об “условно подтвержденных договоренностях”. Согласно им, финансирование программ на 2014-2020 годы пока сохраняется в прежних объемах.
Комментируя представленные проекты ФЦП, министр образования и науки Дмитрий Ливанов отметил, что программа “Исследования и разработки…” будет ориентирована на формирование научно-технического задела для передачи его “с целью последующей коммерциализации” либо в бизнес, либо в отраслевые министерства, ответственные за развитие разных отраслей экономики. Важная задача при реализации программы, по мнению министра, “передать деньги на исследования в руки самих исследователей”. “А для этого лучше подходит форма гранта, а не государственного контракта. Кроме того, это позволит уйти от мелочной регламентации, большого объема бессмысленной отчетности, перейдя от контроля за затратами к контролю за результатами. Именно такая идеология заложена в концепцию ФЦП “Исследования и разработки…” на 2014-2020 годы. Ее цель — формирование в России новой научной элиты, создание новых точек роста в науке”, — пояснил министр.

Анна САШИНА
Фото с сайта минобрнауки.рф

Нет комментариев