Ай, болид! Чебаркульский метеорит — прививка землянам?

Вызвавшее переполох на всей планете падение метеорита в Челябинской области коснулось и вузов, с которыми сотрудничает наша газета. Вскоре после происшествия в редакцию пришли сообщения из Челябинского и Южно-Уральского госуниверситетов, которые оказались в эпицентре событий и ощутили на себе последствия визита космического гостя. К счастью, никто из учащихся и преподавателей серьезно ранен не был.
“В Челябинском государственном университете сотрудники и студенты не пострадали в результате утреннего падения неизвестного космического объекта, — сообщила пресс-служба ЧелГУ. — Из восьми учебных корпусов и двух общежитий повреждены четыре. Выбито порядка 50 стекол, в двух местах обрушились подвесные потолки. Больше всего пострадали: учебный корпус №8 (здесь выбито 28 стекол), учебный корпус №3 (13 окон) и корпус №5 (14 окон). В настоящий момент практически закончены работы по устранению сквозных разрушений, дабы не допустить разморозки системы отопления”.
Через некоторое время прислала релиз и пресс-служба ЮУрГУ: “Сегодня в ЮУрГУ, сразу после чрезвычайного происшествия, был создан штаб по устранению последствий стихийного бедствия в университете под руководством ректора Александра Леонидовича Шестакова. Утром студенты и сотрудники были оперативно эвакуированы из всех помещений Службой безопасности вуза. По последним данным, ущерб понесли все корпуса ЮУрГУ, особенно на нижних этажах: университет лишился около двух тысяч окон. Больше всего пострадали ангары в корпусах 2б и 2в. Помещения не подлежат скорому восстановлению, и сейчас их решено опечатать.
Специалистами университета была проведена экспресс-оценка состояния несущих конструкций здания, в особенности надстроя главного корпуса, корпуса 3б, бассейна. По данным анализа кафедры “Строительные конструкции и инженерные сооружения” архитектурно-строительного факультета ЮУрГУ, сохранность здания обеспечена и беспокойств не вызывает. Радиационный фон в пределах нормы — от 0,13 до 0,17 мкЗв/ч.
По словам проректора по административно-хозяйственной части Вадима Трофимычева, в срочном порядке были закуплены стройматериалы и сейчас в университете идут работы по восстановлению разрушенного. Окна зданий заделываются ДВП для предотвращения выхолаживания помещений. На местах работают специалисты административно-хозяйственной части вуза, бригады факультетов и студенческие отряды”.
На сайте ЮУрГУ было оперативно вывешено сообщение для родителей студентов, в котором говорилось, что поводов для беспокойства нет — лишь некоторые учащиеся получили легкие порезы и царапины.
Из ЮУрГУ нам прислали также видеоподборку с камер наблюдения, установленных в вузе. Мы обнаружили в ней интересный и поучительный сюжет (см. фото). Группа студентов находится в момент падения метеорита у окна. Вспышка вызывает у ребят интерес, и они выглядывают наружу. Но вскоре один из них подает друзьям команду убегать. Через несколько секунд стекло вылетает прямо на то место, где находились студенты! Видимо, молодой человек почувствовал опасность, а может, даже знал, что в подобных случаях за вспышкой последует ударная волна. Благодаря его осведомленности и осторожности он и его товарищи не пострадали!
На место падения метеорита срочно выехали ученые Уральского федерального университета, которые обнаружили его осколки у озера Чебаркуль. Найденный материал начали изучать в лаборатории УрФУ. Как сообщил доцент кафедры физических методов и приборов контроля качества Физико-технологического института УрФУ Виктор Гроховский, тело по составу соответствует классу каменных метеоритов, так называемых “обыкновенных хондритов”. Это самый распространенный тип метеорита. В ходе исследования диагностированы такие составные материалы, как оливин, сульфиды, металлическое железо.
“Падение метеоритов на Землю происходит ежедневно, — рассказал В.Гроховский. — Общий их вес достигает нескольких десятков тонн. Но это эпохальное падение, и его наверняка включат в число самых крупных произошедших на территории России за последнюю сотню лет”.
При взрыве в воздухе космическое тело разлетелось на множество крупных и мелких осколков. “Нам повезло, потому что в озеро Чебаркуль упал метеорит размером порядка 2 метров, и то, что от него откололось, “выплеснулось” наружу. Осколки будут изучаться различными методами в НОЦ “Наноматериалы и нанотехнологии” при помощи оптической и электронной рентгеноскопии, рентгеновского анализа, магнитного измерения. Каждый метод дает новую информацию”, — рассказал журналистам руководитель экспедиции Михаил Ларионов.
Известный астрофизик, сотрудник НАСА и выпускник ЧелГУ Николай Горькавый выступил с инициативой создать в Челябинске общественный центр астрономии. Об этом челябинец написал в своем блоге, посвященном падению метеорита на Южном Урале.
“Это историческое событие, и советую аккуратно сохранять свидетельства этой космической бомбардировки. Необходимо создать специальную экспозицию, аккуратно восстанавливающую ход событий — с компьютерной трехмерной реконструкцией полета и разрушения болида, — пишет Н.Горькавый. — Полагаю уместным открытие в Челябинске общественного центра астрономии — с “болидной” экспозицией, с планетарием и кинозалом. …Произошедшее позволит понять мировому сообществу, что астрономия — не абстрактная наука, оторванная от реальности, и пора создавать систему защиты от космических угроз”. Ученый также поддержал предложения Института астрономии РАН о развитии космических программ отслеживания опасных тел.
Многие его коллеги считают, что падение метеорита должно стать своеобразной прививкой для человечества, подвигнув на решительные меры по защите планеты от космических бомбардировок.

По материалам пресс-служб