Заправят в планшеты. Школьные учебники переведут в электронный формат.

Новый подход к использованию научно-технического и кадрового потенциала столичных вузов в целях развития города в целом и его образовательной среды, заложенный в Государственной программе “Столичное образование” на 2012-2016 годы, приносит ожидаемые результаты. О некоторых из них на пресс-конференции, посвященной инновационным процессам в этой сфере городской жизни, журналистам рассказали представители руководства Департамента образования Москвы. Программа встречи, состоявшейся в Московском центре технологической модернизации образования департамента, включала презентацию электронных учебников, интерактивных ресурсов и мобильного контента для обучения и просвещения школьников и дошкольников. Электронные пособия — одно из 13 направлений развития инноваций в образовании, определенных концепцией развития научно-исследовательской и инновационной деятельности, принятой департаментом в 2012 году.
Развивающие игры для планшетов сказочной и исторической тематики, интерактивные стол и пол для коллективных занятий, включая подвижные (можно и в футбол поиграть, и позаниматься русским языком в игровой форме), — это для малышей. Ученикам постарше адресованы электронные учебники по различным предметам и образовательные ресурсы для проведения лабораторных и практических работ как в классе, так и дома. Для дополнительного образования среди представленных в центре продуктов предназначен мобильный контент для коллективных игр и экскурсий, воспользоваться которым наверняка будет небезынтересно и детям, и взрослым. В разработке таких ресурсов для познавательных путешествий по паркам “Коломенское” и “Царицыно” участвовали специалисты Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. Отметим, что в этом вузе занимаются разработками в области электронного обучения уже более 15 лет и в общей сложности здесь подготовлено более 900 специальных учебников.
Технологические новинки, как утверждают чиновники, совсем скоро станут привычной для москвичей составляющей учебного процесса. Уже в феврале начнется апробация электронных учебников в 50 школах города, массовое внедрение планируется с 2014 года. Пособия по 11 общеобразовательным предметам, одобренные департаментом, были выбраны в ходе конкурса, организованного ведомством в прошлом году. В нем участвовали 24 заявителя, победили проекты, представленные девятью издательскими компаниями. Как отметил первый заместитель руководителя департамента Вениамин Каганов, разработчикам дан сигнал о востребованности продукта, и в ближайшее время на рынке следует ожидать новые интересные предложения. “Мы рассчитываем, что после апробации контент будет формироваться с участием наших педагогов. Постараемся использовать лучшее. Проекты, поступающие на конкурс, должны содержать информацию, соответствующую содержанию учебников, имеющих гриф Минобрнауки”, — уточнил он.
Сообщения участников пресс-конференции о том, как столичный департамент развивает инновационную деятельность, проиллюстрировало и интерактивное знакомство с работой центров технологической поддержки образования (ЦТПО) Московского государственного технологического университета “Станкин” и Московского физико-технического института (государственного университета). Школьники и их преподаватели дистанционно, в режиме онлайн представили современное оборудование — 3D-принтеры, станки с ЧПУ, мультимедийные доски и планшеты, на котором ребята не только учатся работать, но и реализуют собственные проекты.
Напомним, что на сегодняшний день за счет субсидий из городского бюджета ЦТПО созданы на базе 13 инженерных вузов Москвы. Центры — это открытые для школ площадки, где реализуются инновационные образовательные программы. Здесь обеспечивают комплексное ресурсное сопровождение научно-технического творчества, предоставляют образовательные, консультационные и экспертные услуги учащимся, педагогам и специалистам столичной системы образования. Принадлежность их к ведущим техническим университетам открывает возможности для налаживания связи городских образовательных кластеров с системой общего и дополнительного образования.
Как сообщил ректор Станкина Сергей Григорьев, в настоящее время более 100 московских школ заключили договоры с ЦТПО и реализуют программы по самым различным тематическим направлениям, в том числе нанотехнологиям и биомедицине, технологиям оборонно-промышленного комплекса, мехатронике и технологическим процессам, аэрокосмическим, агроинженерным, ИT-технологиям, современному транспорту и др.
В общей сложности в минувшем году, по данным заместителя директора департамента Маргариты Русецкой, более 440 различных мероприятий по углубленному изучению школьных предметов и профессиональной ориентации учащихся прошли в рамках проектов, запущенных 66 федеральными московскими вузами. Их участниками стали более 20 тысяч педагогов и несколько десятков тысяч школьников. Замдиректора также сообщила, что на портале biblio.mesi.ru открыт доступ к библиотеке электронных ресурсов, содержащей более трех тысяч созданных в вузах программ, методик и учебников. Активное использование потенциала федеральных университетов Москвы, как показал 2012 год, оказалось весьма продуктивным, и, как заверила Маргарита Русецкая, сотрудничество департамента и вузов в этом ключе получит свое продолжение.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев