Подледная жизнь

Пробурив лед, покрывающий антарктическое озеро Уилланс, американские ученые извлекли образцы воды, в которой обнаружили признаки существования жизненных форм. С подробностями — ScienceNews.
Клетки, содержащие ДНК, могут указывать на существование жизни под 800-метровым слоем льда, который покрывает озеро Уилланс на западе Антарктиды, сообщает ScienceNews. Американская экспедиция проникла в его воды в конце января и забрала три 10-литровых образца. Предварительные исследования, проведенные в мобильной лаборатории, показали, что присутствующие в воде клетки активно потребляют кислород. На идентификацию микробов биологам понадобятся месяцы. Ученые предполагают, что они были изолированы от внешнего мира льдом на протяжении по меньшей мере 100 тысяч лет. По словам участника экспедиции — микробиолога Брента Кристнера (Brent Christner) из Университета Луизианы (Louisiana State University), с которым редакция ScienceNews связалась по спутниковому телефону, “главное сейчас — это исключить, что источником клеток было загрязнение при бурении”. В пользу того, что клетки происходят из подледникового озера, говорит их концентрация, она порядка 10 000 на миллилитр, что в 100 раз превышает содержание клеток в воде, растаявшей при бурении. Кроме того, вода, в которой Кристнер с коллегами обнаружили клетки, отличается от талой воды, являющейся практически дистиллятом, содержанием ионов солей.
Анализ образца подледниковой воды, забранного из скважины в озере Восток российской экспедицией, никаких признаков жизни пока что не показал. Сообщение о первых данных по озеру Уилланс прокомментировал замдиректора Арктического и антарктического научно-исследовательского института, начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин. Он заявил, что пробы воды, взятые американцами из озера Уилланс, нельзя сравнивать с полученными российскими исследователями в результате бурения подледного озера Восток. “Данный подледниковый водный объект по своему происхождению, характеристикам и методам исследований значительно отличается от подледникового озера Восток. Водоем расположен на юго-западной границе шельфового ледника Росса и представляет собой один из элементов обширной подледниковой гидрологической системы, направленной в море Росса. Его объем — всего 0,5 км3, в то время как объем озера Восток — 6,1 тысячи км3. Толщина ледника над водоемом составляет 801 м, а на станции Восток — 3769,3 м. А что самое главное — один раз в 10 лет вода в этом водоеме полностью обновляется”, — цитирует ученого ИТАР-ТАСС. Американские полярники использовали для проникновения в водоем метод бурения льда горячей водой с температурой около 90 градусов Цельсия. “В связи с этим неясно тепловое загрязнение подледникового водоема, то есть влияние теплового потока от горячей воды в скважине на реликтовые воды. Велика вероятность того, что проблема изучения микроорганизмов в подледниковом водоеме при использовании бурения методом горячей воды превратится в проблему изучения микробиологического разнообразия “супа”, сваренного из этих микроорганизмов”, — полагает Валерий Лукин. Тем не менее российские коллеги сердечно поздравляют американских полярников и ученых с существенным достижением в исследованиях шестого континента.