Лучи загребущие

Чешские физики создали притягивающие лучи, с помощью которых оказалось возможным сортировать относительно крупные микроскопические объекты. Об этом сообщает Physicsworld.com.
Группа исследователей под руководством Павла Земанека (Pavel Zemanek) из Института научных инструментов при Академии наук Чехии (Institute of the Scientific Instruments of the Academy of Sciences of the Chech Republic) создала прототипное устройство, подобное притягивающим и манипулирующим материей лучам из научно-фантастических произведений. В нем используются два лазерных луча, а в качестве неожиданного бонуса, как отмечает портал Physicsworld, ученые обнаружили, что эти управляемые лучи можно использовать для сортировки микрообъектов. Достижение описано в январском номере Nature Photonics.
“Оптические пинцеты” и “ловушки” для частиц уже были известны для объектов атомарного уровня, но манипуляции требовали изменения фокусировки. Земанек с соавторами применили другой подход. Они использовали поляризованные лазерные лучи, что позволило захватывать относительно крупные частицы размером до 30 микрометров. Изобретение чешских физиков помимо двух лазеров требует также специального зеркала и компьютера, управляющего поляризацией излучаемого света. Лучи лазера со специально подобранной частотой и поляризацией захватывают исследуемую частицу, а зеркало помогает притягивающему лучу поднимать захваченные объекты.  Для перемещения частицы в произвольном направлении экспериментаторы меняют поляризацию луча и положение одного из лазеров.
Тестируя изобретение, Земанек и его коллеги улавливали и сдвигали один из нескольких плавающих в воде полистирольных шариков диаметром от 100 до 410 нанометров. По словам авторов, им удавалось сдвинуть шарик на 25-30 микрометров от его первоначальной позиции. Этот результат является рекордом для устройств подобного рода. Как утверждают ученые, дальность транспортировки можно увеличить, повысив мощность лазерного луча. Авторы статьи продолжили эксперимент, отсортировав шарики по размеру. “В нашей установке нет ничего сложного”, — говорит Павел Земанек.  — По сути, ее может собрать каждый, у кого есть хороший микроскоп, лазер, крошечные шарики из пенопласта и дистиллированная вода”. По мнению эксперта Physicsworld Майлса Паджета (Miles Padgett) из Университета Глазго (University of Glasgow), основная ценность представленной работы в том, что показана взаимосвязь оптического притяжения с поляризацией излучения.