Миром против мифов

Что вносит в жизнь высшей школы новый закон “Об образовании”?

Миром против мифов

Федеральный закон “Об образовании” принят, но работа над совершенствованием нормативной базы в этой сфере продолжается. “Выстраданный нашим экспертным сообществом, специалистами, представителями разных уровней образования — от детских садов до академий наук”, по выражению председателя Комитета ГД по образованию Александра Дегтярева, долгожданный законодательный акт всех проблем все же окончательно не решил. О том, какие вопросы, волнующие общество, оказались в “листе ожидания” и сегодня определяют приоритеты в работе его коллег, депутат рассказал на своей пресс-конференции в РИА Новости.

Согласно данным главы комитета, в общей сложности в работе над законом приняли участие порядка 600 тысяч человек. Оценкой их предложений и отзывов занимались 18 экспертных советов, в составе которых трудились свыше 240 специалистов разных уровней образования. В итоге после первого чтения законопроект претерпел серьезные изменения: в его текст были включены 575 поправок.
В ряду новых законодательных норм, обещающих чувствительные перемены в жизни вузов, — их регулярное мониторинговое обследование. “Не очередной кавалерийский налет, а систематическое сканирование, процесс в развитии”, — подчеркнул Александр Дегтярев. Он напомнил, что в состав Межведомственной комиссии по проведению мониторинга, которая вскоре начнет работу над совершенствованием критериев оценки деятельности образовательных учреждений ВПО, входят и несколько депутатов Госдумы. Закон обязывает вузы размещать на своих сайтах подробную информацию “не только о зарплатах ректоров, ППС и местах в общежитиях”, как сказал глава комитета, но, прежде всего, об организации образовательного процесса, уровне обеспечения качества реализуемых программ, о мерах по развитию, научной и организационно-методической работе.
Нормативно теперь закреплено и участие работодателей в совершенствовании подготовки высококвалифицированных кадров. В том числе — в формировании профстандартов, в общественно-профессиональной аккредитации. “Чтобы не жаловались потом, что им готовят плохих специалистов”, — заметил Александр Дегтярев. В то же время закон, по его словам, не только повышает ответственность обоих сообществ, но и открывает новые возможности для их сотрудничества ради общей пользы. Так, узаконенное право на ведение образовательного процесса в рамках сетевого взаимодействия теперь разрешает организовывать учебную деятельность совместно с научными структурами, предприятиями, корпорациями. Как сообщил депутат, подвести правовую базу под реализацию такого рода проектов, позволяющих объединить ресурсы двух сторон с целью достижения мультипликативного эффекта, его коллег подвиг пример академика Жореса Алфёрова, создавшего на базе НИИ Санкт-Петербургский академический университет РАН.
Легитимизация электронного формата образования, предоставление льгот при поступлении в вузы детям, пострадавшим от последствий чернобыльской аварии, право детей-сирот на бесплатное обу­чение на подготовительных отделениях университетов — эти новации руководитель комитета также назвал в числе открывающих новые перспективы для развития сферы образования.
Однако есть в законе и нормы, формулировка которых не снимает всех вопросов к их применению. Например, передача всех полномочий по установлению платы за общежитие ректорам вузов. Александр Дегтярев выразил уверенность в том, что каждый из них понимает меру своей ответственности, но отсутствие гарантий тревожит студенческую молодежь, и депутаты готовы продолжить работу над этой нормой. Еще одним дополнением либо поправкой к новому ФЗ может стать законопроект о целевом наборе на инженерные специальности, недавно поступивший на рассмотрение в ГД. По проблеме инженерного образования в рамках парламентских слушаний, в частности, запланирован круглый стол.
В связи с принятием закона “Об образовании” думцам предстоит внести поправки в 170 законодательных документов самого широкого спектра действия — в Семейный кодекс, в законы о государственном гербе, сельхозкооперации, Следственном комитете РФ, службе в органах внутренних дел, Счетной палате и другие.
Чтобы сделать новый ФЗ доступным и понятным для всех, кому он адресован, депутаты решили издать его в формате серии брошюр. Они будут адаптированы с учетом интересов и потребностей разных категорий и социальных групп читателей — студентов, родителей, педагогов, юристов, журналистов — и содержать наиболее часто задаваемые вопросы и комментарии специалистов с отсылками к статьям закона. Проект, как уточнил Александр Дегтярев, также направлен на то, чтобы граждане, подробнее разобравшись в тексте и смысле законодательных статей, не становились “заложниками мифотворчества”, которое политические группы могут использовать для достижения своих целей. Издание будет иллюстрировано и, по определению главы комитета, более всего похоже на комиксы. Распространять брошюры, издаваемые за счет бюджетов различных уровней, предполагается на бесплатной основе через школы, библиотеки, муниципалитеты и другие общественные учреждения, а электронные версии — через сеть Интернет.
Новый закон “Об образовании” вступит в силу 1 сентября. Как показывает практика, время наступления ожидаемого эффекта действия вновь принятых законодательных документов во многом зависит от оперативного подкрепления их подзаконными нормативными актами. Александр Дегтярев сообщил, что Минобрнауки сейчас активно работает над подготовкой порядка 40 таких документов. На сайте министерства открыто общественное обсуждение их проектов, срок представления замечаний и предложений завершается 25 февраля.

На тему легитимности

А как оценивают принятие нового закона “Об образовании” руководители вузов? Комментарий для “Поиска” дал ректор Московского  государственного индустриального университета Валерий ­КОШКИН.

Закон очень объемный, он включает разные уровни образования — от дошкольного до послевузовского. Поэтому, думаю, мало найдется экспертов и тем более рядовых граждан, которые могут дать абсолютно верную оценку всех его разделов и статей. Я бы прокомментировал закон с позиции ректора технического вуза, а еще точнее — вуза, реализующего кооперированную систему образования. Официально такая система существует с 1906 года, она успешно работала и в нашей стране (интегрированное обучение, заводы-втузы), и масштабно развивается за рубежом. Напомню, суть ее в том, что студенты во время обу­чения работают на производстве по профилю, приобретая необходимый практический опыт, получают зарплату. У нас только в Москве и области 550 организаций-партнеров, с которыми заключены договоры. Почти каждый выпускник инженерных направлений подготовки определяется с трудо­устройством на старших курсах, до окончания университета.
Для реализации такой системы обучения в новом законе есть ряд полезных статей. И если будут подготовлены соответствующие подзаконные акты, может быть с нашим участием, то это даст возможность легитимно работать нам и нашим партнерам.
Прежде всего, статья 72 — формы интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании — позволяет образовательным организациям создавать на предприятиях кафедры для осуществления образовательной деятельности. Это очень важно при подготовке инженеров для высокотехнологичного производства. Ни один вуз, даже самый мощный, сегодня не может себе позволить иметь весь спектр оборудования, который есть на производстве, весь спектр технологий и поддерживать необходимый уровень знаний преподавателей профильных кафедр в решении конкретных задач производства без реального взаимодействия со специалистами предприятий.
И раньше не запрещалось на предприятиях проходить практику и проводить научные исследования. А вот вести занятия было невозможно. Главный инженер предприятия хорошо знает предмет, мог бы прочесть лекцию по нему, даже готов систематически читать курс, но приезжать в вуз ему некогда. А вот вести занятия со студентами прямо на предприятии — другое дело.
Важна для нас и статья 15 — сетевая форма реализации образовательных программ. Она обеспечивает возможность освоения учащимися образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций.
Раньше было непонятно, как направить студента на практику или на обу­чение в другой вуз, как согласовать программы, кто за это должен платить. Сейчас, раз это прописали в законе, думаю, появятся необходимые нормативные документы. И эти возможности можно будет реализовать.
Еще хотел бы остановиться на статье 34 — основные права обу­чающихся и меры социальной поддержки и стимулирования. В ней есть пункт 27, который, на мой взгляд, очень полезен. Студентам разрешается совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнение индивидуального учебного плана. Если бы такой статьи не было, то студенты многих вузов, как сейчас, подрабатывали бы не по специальности, зачастую в ночное время. Теперь же в законе сказано, что в принципе это возможно. Значит, вый­дут нормативные документы, благодаря которым у вузов, в частности у нас, появится возможность ребят легитимно направлять на предприятия, где они будут по своей специальности получать профессиональные навыки и опыт.

Материалы подготовили
Татьяна ВОЗОВИКОВА
и Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА
и с сайта global-port.ru

 

Нет комментариев