К добродетелям путь. Великий ученый считал, что главной заботой государства должно быть просвещение народа и развитие наук.

Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.: 2009.

До начала XVIII века образовательные учреждения на Руси существовали лишь при монастырях. Реформы Петра I положили начало светскому образованию. Однако население оставалось неграмотным, простому народу наука была недоступна. Ломоносов преодолел все преграды и стал не только замечательным ученым, но и реформатором-педагогом. Между тем его педагогическое наследие известно мало. Хрестоматия трудов великого россиянина, составленная профессором Татьяной Буториной, вице-президентом Ломоносовского фонда, позволит заполнить этот пробел.
Педагогическая деятельность Ломоносова продолжалась около 20 лет. Он занимался организацией учебного дела в стране, реформированием академической гимназии и университета, внедрением классно-урочной системы обучения, разработкой методических учебных пособий. Он был убежден, что Россия нуждается в элементарном образовании, расширении и улучшении школьного дела. Университеты должны стать ведущими в стране учебно-научными центрами по подготовке высококвалифицированных специалистов и влиять на прогресс науки, без которой, по его мнению, общество не может развиваться.
В 1755 году открылся Московский университет — детище Ломоносова. Университет был автономен, освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд. Весь первый набор студентов состоял из разночинцев. При открытии университета начала действовать  и гимназия, в которую записалось несколько сотен человек, что во много раз превышало первоначальные планы. Ученый надеялся привлекать к обучению и детей из “простонародья”. Но для этого требовалось создать материальные условия. Он подсчитал, что в университете не меньше 40 студентов должны получать “содержание” из казны, в гимназии при университете — 80 учащихся. И добился этого. Предполагалось, что деньги пойдут на приобретение одежды, книг и письменных принадлежностей. Сверх того учащиеся будут обеспечены пищей. Не все проходило гладко. Он обнаружил, что жалование, которое давалось гимназистам, у них забирали родители или родственники и тратили больше на себя, к тому же заставляли детей работать по дому, плохо кормили и одевали, да и до гимназии им добираться было далеко. В этих условиях учеба в голову не шла, так что за семь лет никто из гимназии в университет не поступил. Ломоносов добился открытия общежития для гимназистов и студентов, что давало им возможность больше времени уделять учебе.
Цель воспитания, по Ломоносову, состоит в формировании человека высоконравственного, любящего науку, стремящегося к знаниям, трудолюбивого, бескорыстно служащего на благо Родины. И милосердного. Он защищал обиженных, стремился помочь обездоленным, сиротам. Первым предложил открыть специальный воспитательный дом для малышей, не имеющих родителей, где будут воспитывать таких детей за счет государства, чтобы они могли приносить пользу обществу. Проблемам здорового образа жизни россиян, приросту и сбережению народа ученый уделял особое внимание и считал это первоочередной заботой государства.
Как гуманист, Ломоносов считал, что человек должен быть счастливым. Для себя самое большое счастье он находил в науке: “Наука есть ясное познание истины, просвещение разу-ма… утеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник”. В занятиях наукой он видел богатые возможности для воспитания у молодежи нравственности. “Кто к добродетелям путь отверзает? Наука; кто от пороков? наука”. Ломоносов рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей, наследственности и индивидуальных особенностей детей, способных учеников склонять “к дальнейшему усовершенствованию их в науках”. Он  ратовал за распространение просвещения, чтобы “иметь своих природных россиян в профессорах”.

С книгой знакомила Светлана БЫКОВА

Нет комментариев