Споры о сотне. Педагоги углубились в дискуссию о том, какая литература нужна школьникам.

В Центре социально-консервативной политики прошла Всероссийская видеоконференция “100 книг — основа российской культурной идентичности”. Она собрала представителей Минобрнауки, Российской академии образования, Союза писателей России, руководителей органов управления образования субъектов РФ, ректоров педагогических вузов, директоров школ и учителей, сотрудников библиотек, родителей учащихся.
Напомним, с идеей сформировать список из 100 книг, которые должен прочитать каждый выпускник школы, выступил Президент РФ Владимир Путин. Союз писателей и Всероссийское педагогическое собрание (ВПС) инициативу главы государства поддержали и в январе — сентябре 2012 года провели обсуждение списка. В его составлении приняли участие преподаватели языка и литературы, библиотекари, деятели науки и культуры. Санкт-Петербургский госуниверситет по заказу Минобр­науки представил свой перечень 100 книг, рекомендуемых к прочтению. На этом предложения по улучшению списка не заканчиваются. Итоговой версии пока нет, и, как считают педагоги, спешить не стоит — цена ошибки может быть слишком велика.
Конференция, как и следовало ожидать, прошла живо. Руководитель Санкт-Петербургского отделения ВПС Константин Тхостов отметил, что ограничить список до ста лучших книг очень сложно, необходимо, чтобы общество договорилось и выработало единую платформу, на основе которой будет подготовлен, обсужден и принят согласованный перечень.
Включившиеся в дискуссию представители регионов поставили закономерные вопросы: каковы критерии отбора книг, как быть со свободой читательского выбора, которую нужно учитывать даже в школе? Четких ответов они пока не видят, а значит, еще есть что обсуждать.
Председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор Московского госуниверситета технологий и управления Валентина Иванова отметила отсутствие в списке, подготовленном СПбГУ, Михаила Шолохова, что, по ее мнению, недопустимо. Ее поддержало большинство присутствующих. Что касается перечня в целом, то В.Иванова подчеркнула, что инициатива должна исходить именно от педагогов, которые будут использовать результаты, полученные в ходе народного интернет-голосования. В итоге должен быть сформирован, как она выразилась, “золотой список”.
Начальник отдела развития инфраструктуры общего образования Минобрнауки Ирина Трипольская конкретизировала слова Валентины Николаевны о голосовании, рассказав о сайте www.knig100.spbu.ru, где в создании перечня может поучаствовать каждый. Другие участники дискуссии выступили с идеей создания общенациональной телевизионной программы и использования иных возможностей СМИ для реализации подобного проекта.
На видеоконференции многократно подчеркивалось, что работа над списком должна продолжаться на постоянной основе. Например, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Анастасия Мельникова считает, что часть перечня должен составить сам Владимир Путин, ведь это его инициатива. “Пусть половину списка создают педагоги, психологи, которые знают интересы молодежи, чувствуют и понимают детей, — сказала она. — Сорок процентов должно быть составлено с учетом мнения народа, особенно тех людей, которые живут в регионах. И десять процентов списка нужно оставить для выбора самого Путина: человек, который занимает такой пост, безусловно, знает и духовные, и нравственные потребности россиянина”.
Уверенно пока можно сказать лишь о безоговорочном единении заинтересованных сторон по вопросу доступности литературы: нужно сделать все возможное, чтобы у школьников был доступ к хорошим книгам, и не только в библиотеках.

Анастасия ОРЛОВА

Нет комментариев