Мешает хвост. Картину российского школьного образования портят слабые ученики.

Подведены итоги международных сопоставительных тестов, направленных на оценку качества образования школьников. По результатам мониторингов PIRLS и TIMSS за 2011 год российская система образования выглядит весьма достойно — по чтению, математике и естественным наукам учащиеся РФ заняли высокие места. Сообщить журналистам приятную новость в РИА Новости приехали министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов и руководитель Центра оценки качества образования РАО Галина Ковалева.
Открывая пресс-конферен-цию, Дмитрий Ливанов отметил важность международных сопоставительных тестов, в которых принимает участие Россия, — как с точки зрения получения объективной оценки уровня развития нашей системы образования, так и с точки зрения расширения международного сотрудничества, обмена мировыми практиками мониторинга уровня обучения школьников.
— Исследования, которые обращают внимание на успехи школьников в области математики и естественных наук, а также в области чтения и понимания текстов, дают важную и значимую информацию для управления системой образования и для отслеживания мировых трендов в системе школьного образования, — отметил Дмитрий Ливанов.
Тестирования PIRLS (Prog-ress in International Reading Study) и TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) проводятся раз в четыре-пять лет, их цель — проверка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс), оценка математической и естественно-научной подготовки в начальной, основной и средней школе (4, 8, 11 классы). В 2011 году проводилась оценка школьников 4 и 8 классов.
Эксперты называют исследования PIRLS и TIMSS одними из самых масштабных в мире. В 2011 году в них в общей сложности приняли участие школьники начальных и средних классов из 70 стран. Российские ученики проходят тестирование TIMSS с 1995 года, PIRLS — с 2001 года и каждый раз демонстрируют высокие результаты. За эти годы, по словам Галины Ковалевой, у экспертов накопилась внушительная база данных, которая позволяет “проследить динамику изменения уровня образования и сделать те или иные выводы”.
Выводы специалистов в отношении России в целом оптимистичные и звучат так:
“Начиная с 1995 года российские школьники демонстрируют в TIMSS и PIRLS высокие результаты, которые стабильно выше международного среднего уровня. Выпускники начальной школы в прошлом году подтвердили статус лидеров в области чтения и понимания текстов. Существенно повысился в 2011 году уровень математической и естественно-научной подготовки наших восьмиклассников”.
— По результатам завершившихся недавно исследований PIRLS и TIMSS Россия подтвердила лидерство в области школьного образования, — сообщила Галина Ковалева. — Наша страна не имеет статистических различий с Гонконгом, Финляндией, Сингапуром по качеству чтения и занимает 2-е место среди 49 стран. Итоги PIRLS говорят о том, что российские четвероклассники стали лучше усваивать информацию, выделять основную идею, содержащуюся в тексте, активнее выражать свою точку зрения по поводу прочитанного. Интересно, что выпускники начальной школы одинаково хорошо читают как художественные, так и научно-популярные тексты.
Если говорить о математике и исследовании TIMSS, которое проводилось в 63 странах, то и здесь результаты радуют. Четвероклассники заняли 9-е место, а восьмиклассники — на 6-м, сразу за “тихоокеанскими тиграми” — Сингапуром, Республикой Корея, Гонконгом, Тайванем и Японией. Стране Восходящего Солнца мы уступаем незначительно (учащиеся Японии набрали 570 баллов, наши — 539). По естественным наукам российские школьники занимают 4-е (четвероклассники) и 7-е (восьмиклассники) места. Впереди — все те же страны ЮВА и Финляндия.
Галина Ковалева подчеркнула, что особенно впечатляет положительная динамика — математические показатели восьмиклассников РФ выросли с предыдущего тестирования TIMSS на 27 позиций! Вместе с тем выяснилось, что эти результаты достигаются не за счет повышения среднего уровня математического образования по стране, а благодаря сильным ученикам, которые “набирают очень высокие баллы”. При этом 20 процентов школьников демонстрируют по математике “низкий и очень низкий” уровень.
— Нам нужно вытаскивать “хвост”, — считает Виктор Болотов. — Процент слабых учеников у нас гораздо выше, чем в развитых странах. А ведь они в большей степени, чем элитные учащиеся, будут определять будущее России. Элита — это кадры для глобального мира, такие дети смогут жить и работать везде. А сегодняшние школьники с низкими баллами точно останутся здесь, поднимать уровень их знаний — очень важная задача.
И все же всех интересовало, за счет чего в тестах TIMSS и PIRLS российские результаты выглядят гораздо оптимистичнее, чем наши слабые позиции в мониторинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), который проводит Организация экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями. Напомним: по результатам этого тестирования в 2009 году Россия оказалась на 42-м месте по чтению и на 38-м месте по математике среди 74 стран.
— Исследование PISA — принципиально другое. Оно оценивает, как применяются на практике полученные школьниками знания, направлено на выяснение готовности учащихся жить в современном мире, — считает Галина Ковалева. — Результаты этого мониторинга показывают, что в ситуациях, не связанных с учебой, наши школьники теряются. Российскому школьному образованию свойственна академическая форма подачи знаний, энциклопедичность. Нам необходимо думать, как научить детей применять полученные в школе навыки на практике. TIMSS и PIRLS — это предметно-ориентированные исследования, они оценивают собственно знания.
Вместе с тем все участники пресс-конференции отметили положительное влияние национальных тестов — ЕГЭ и ГИА — на результаты мониторингов TIMSS и PIRLS и именно с введением новой национальной системы оценки подготовки российских учащихся связали повышение наших показателей на международном уровне.

Светлана Беляева

Нет комментариев