Вечно живая. Профессия требует от педагога постоянного роста.

Сегодня активно обсуждается и энергично внедряется концепция “научно-исследовательских университетов”. Ее суть в том, что в системе высшего образования требуется в первую очередь заботиться о развитии научной работы по инновационным направлениям, о максимальном повышении научного потенциала преподавателей и широком развертывании ими исследовательских работ, особенно имеющих экономическую полезность. Преподавателей же нацеливают, прежде всего, на привлечение студентов к исследованиям. “Научные” показатели (число публикаций, патентов, грантов и премий, индекс Хирша, уровень оснащенности лабораторий, объем финансирования исследований) становятся индикаторами модных рейтингов для определения престижности университетов.

Нисколько не умаляя значения научной компоненты в деятельности педагога, хотелось бы акцентировать внимание на аспекте, роль которого непроизвольно или конъюнктурно недооценивается и даже принижается. Речь пойдет о фундаментальной и вечной истине: университет — прежде всего УЧЕБНОЕ заведение.
Главной для высшей школы всегда была и неизменно остается задача давать качественное образование всем студентам, готовить не только единичных ученых-исследователей, но и значительное число добротных практических работников для эффективной деятельности в различных сферах жизни. Только достаточная масса профессионалов высокого класса составляет тот “интеллектуальный капитал”, который выступает гарантом успешного и динамичного развития страны.
Такие профессионалы не рождаются в вузовских аудиториях и лабораториях стихийно и автоматически. Их воспитание требует от всех сотрудников вузов высокого профессионализма и креативности, человечности и терпения. Несомненно, важно вовлекать студентов в научно-исследовательскую работу. Однако участие в серьезном исследовании немыслимо без должного “знаниевого” базиса, который студент должен получить на младших курсах. И от того, насколько качественным и личностно ориентированным будет его предметное обучение в начале университетского пути, насколько преподавателям удастся разглядеть и оценить потенциал студента, поддержать и обеспечить его развитие, зависит успешность его дальнейшей судьбы — и как специалиста-практика, и как ученого-исследователя.
Значит, для того чтобы готовить высококачественных специалистов, необходимо в первую очередь заботиться о формировании и поддержании оте­чественного высококвалифицированного педагогического коллектива. Ибо только такой коллектив (а не “студенческая мобильность”, “гастроли” иностранных ученых и прочие “инновации”) может реально обеспечить формирование востребованных в России выпускников отечественных вузов.
Что же вкладывается сейчас в понятие “современный преподаватель высшей школы”? Конечно, он должен обладать глубокими знаниями в своей предметной области, активно заниматься исследовательской работой. Однако было бы заблуждением рассматривать его просто как научного работника. Исследователь может спокойно “беседовать” с листками бумаги в библиотеке или обдумывать эксперимент в лаборатории. Но процесс приобщения к знаниям студенческой аудитории, разнородной по интеллектуальному потенциалу и творческим задаткам, по профессиональной целеустремленности и индивидуальным интересам, по психологическим особенностям и учебной дисциплине, далеко не равнозначен процессу участия в развитии науки. Здесь требуются еще и совсем другие способности. И даже особый талант.
Преподавание — настоящее и тонкое искусство, сложнейшая сфера человеческой деятельности, где отличное владение предметом и собственные научные достижения еще не гарантируют успеха. Обратитесь к своему студенческому прошлому, и вы легко вспомните как тех преподавателей (часто без высоких научных званий), на занятия к которым все ходили с радостью и нетерпением, так и тех (имевших подчас высокие научные заслуги), занятия которых происходили в скучающей полупустой аудитории. Умение преподавать — самостоятельная компетенция.
От настоящего педагога требуется постоянно обдумывать методику преподнесения знаний, опробовать различные варианты объяснений, накапливать опыт преподавания… Разве создание своей методики, своего учебника требуют меньше усилий, чем написание научной статьи или монографии? Разработка лекционного курса, особенно по современным аспектам науки и техники, — серьезный труд, и отношение к нему должно быть такое же, как к научному творчеству. Поэтому следует всячески поддерживать интерес ко всем аспектам педагогического труда и оценивать его по достоинству.
Как и везде, в учебной работе вуза кадры решают всё. Поэтому сегодня первоочередные задачи — определить реальную стратегию подготовки молодых педагогических кадров и наметить меры для повышения квалификации имеющегося преподавательского корпуса. Пока необходимые действия не будут четко организованы и полноценно профинансированы, “инновационные” перестройки высшей школы и модернизации управления вузами останутся бесплодными.
Как у нас появляются молодые преподаватели? Это в основном молодые люди, выполнившие в аспирантуре весьма успешные диссертации, действительно получившие обширный багаж знаний по специальности. Однако они в большинстве своем не знакомы с психологией и педагогикой высшей школы, с общими принципами, современными методами и практическими приемами преподавания, фактически не имеют навыков реальной педагогической и воспитательной работы. В аспирантуре всему этому не учат — времени с трудом хватает на выполнение диссертационной работы, а предусматриваемая аспирантским планом “педагогическая практика” проходит зачастую формально и бессистемно или просто является фикцией. А ведь все это и называется “педагогическим мастерством”!
Глубоко ошибочно широко распространенное мнение, что любой толковый молодой исследователь за три-четыре года преподавания в вузе самостоятельно всему научится и станет хорошим преподавателем. Конечно, того, кто не хочет или не способен преподавать, приобщить к таинствам этого мастерства все равно не удастся. Но тому, кто чувствует призвание передавать свои знания, надо помочь безболезненнее (и для него, и для его учеников) преодолеть тернистый путь становления педагога.
Преподавателей “от Бога” в университет никто “со стороны” не пришлет, выращивать их для себя должен он сам. Подготовка молодой предметно компетентной и педагогически обученной преподавательской смены — системообразующая функция вузов. В 1990-е годы министерство вроде бы сделало верный шаг — открыло программу “Преподаватель высшей школы”, разрешив аспирантам параллельно с исследовательской работой в своих областях по их желанию овладевать основами преподавательского мастерства и получать диплом о педагогической квалификации. Но, к сожалению, продолжать серьезно заниматься обеспечением этой программы чиновники не пожелали.
Между тем движения вперед российской высшей школы не будет, пока не решен вопрос о системной подготовке полноценных преподавательских кадров в аспирантуре. Ниже мы перечислим циклы, которые должны быть включены в программу такой подготовки. А для закрепления этой системы имело бы смысл установить, что молодой человек, претендующий на преподавательскую должность, не может участвовать в конкурсных выборах без представления документа о педагогическом образовании.
Другой важный вопрос касается уже работающих в вузах преподавателей старших поколений. В основном это люди с большим стажем и богатым профессиональным опытом, с глубокими предметными знаниями и серьезными научными заслугами. Однако работа педагога требует постоянного и систематического овладения новыми методами, методиками, технологиями, средствами обучения, очередными научными достижениями. В “елютинские времена” действовала продуманная и эффективная система переподготовки и повышения квалификации практикующих преподавателей, которую обеспечивали специальные факультеты вузов. К сожалению, она была разрушена “реформаторами от образования”. Если мы не на словах, а на деле заинтересованы в подъе­ме отечественной высшей школы, мы должны создать новую программу обу­чения преподавателей. Она должна максимально содействовать постоянному повышению предметного и педагогического уровня работников высшей школы и состоять из несколько циклов.
Два из них посвящены психологии и педагогике. Сегодня главную роль играет личностно-ориентированное обучение, а это предполагает, что преподаватель владеет психологическими инструментами, знает специфику процесса обучения и познания, коммуникабелен, готов слушать и понимать молодежь, способен находить подход к каждому отдельному студенту и устанавливать контакт с целой аудиторией, управлять ею. Подобным психологическим аспектам преподавания в вузе во времена “лекционной парадигмы” уделялось слабое внимание, многие преподаватели имеют обо всем этом весьма смутное представление.
Эффективность работы преподавателя в значительной степени определяется его знакомством с общими положениями дидактики и со специ­фикой процесса обучения в университете, владением проектными методами, умением использовать нужные педагогические приемы. Курс “Педагогика высшей школы” и призван дать соответствующие необходимые конкретные знания. Это очень важно, поскольку значительная часть наших вузовских преподавателей практически не знает положений этой науки и, более того, весьма скептически относится к необходимости знакомства с ними.
Третий цикл посвящен полноценному освоению современных информационно-компьютерных образовательных технологий. Речь идет об активном использовании компьютера, Интернета, электронных и мультимедийных продуктов при проведении занятий и проверке результатов, для развития у студентов навыков самостоятельного получения знаний, о внедрении дистанционного образования и интерактивных методов обучения.
Конечно, в рамках повышения квалификации должно быть уделено внимание научному росту преподавателя, выделено время для завершения диссертации или монографии, для оформления научной публикации или учебного пособия. Но важнейшее значение имеет и овладение педагогом новыми практическими приемами преподавания конкретной, “своей” дисциплины. Это и составляет содержание четвертого цикла. Здесь ставка должна быть сделана, прежде всего, на стимулирование собственных подходов и разработок в преподавании, на поиск оригинальных методических находок, на их обсуждение и публикацию. Ибо методика преподавания науки — это, по большому счету, неотъемлемая часть самой науки.
Педагогическая деятельность — трудное искусство, своеобразный “театр одного актера”, а каждое занятие — своеобразный мастер-класс. И потому будущий преподаватель должен по возможности овладеть элементами актерского мастерства, ораторского искусства, риторикой, культурой и техникой речи, тактикой ведения дискуссии. Все это и входит в пятый цикл.
Преподаватель должен не просто передать студентам некую сумму знаний, приобщить их к самостоятельному труду, мышлению и поиску, но и помочь им стать людьми XXI века, гражданами нашей Родины, членами трудового коллектива. И шестой цикл посвящен знакомству с целями и задачами воспитательной работы со студентами, освоению современных методик ее организации.
Обсуждая дальнейшее развитие высшей школы, мы должны предвидеть, какие специалисты и в каком количестве будут необходимы. От этого зависит расширение или сокращение числа обучающихся, открытие новых и закрытие уже ненужных направлений подготовки. Но существуют “вечные” профессии; к ним относится и профессия преподавателя вуза. Реализация программы педагогического обучения аспирантов и создание эффективной системы повышения квалификации педагогов обеспечат нашей высшей школе реальную возможность готовить для себя нужные элитарные научно-педагогические кадры. Задача планомерного и целенаправленного формирования таких кадров наконец-то должна войти в список приоритетов государственной политики в области образования.

Николай РОЗОВ,
декан факультета педагогического образования
МГУ им. М.В.Ломоносова
Фото с сайта www.msu.ru
 

Нет комментариев