Десять первых

Журнал Science опубликовал традиционную “горячую десятку” научных прорывов года, рейтинг возглавила “божественная” частица. Подробности — в Science NOW.
Наблюдения признаков бозона Хиггса, субатомной частицы, образовавшейся при столкновении протонов в кольце Большого адронного коллайдера, названо журналом Science самым важным научным открытием 2012 года. О нем было объявлено 4 июля, но, подводя итоги года, об этом событии вспомнили все издания — от широко популярного Time до престижно-научного Science. Бозон Хиггса ищут около полувека, без него нет физического смысла массы. Следующим в рейтинге открытий этого года значится “геном денисовца”. О его самом точном из возможных на сегодняшний день прочтений немецкие ученые сообщили в конце августа. Речь идет о геноме человека, останки которого были найдены в пещере Денисова на Алтае. Анализ ДНК, выделенной из кости фаланги мизинца молодой девушки или девочки, показал, что ее обладательница была кареглазой шатенкой со смуглой кожей, умерла она в Сибири от 74 тысяч до 82 тысяч лет назад, а сам архаичный человек, денисовец, является близким родственником неандертальца. На третьем месте — достижение японских ученых, вырастивших из стволовых клеток мыши функциональные яйцеклетки, которые, будучи оплодотворенными, превратились в зародышей, успешно развившихся в организме суррогатной матери-мыши, и в родившихся здоровых мышат. На четвертом месте — посадочная система трехтонного марсохода Curiosity с его “Небесным краном” — наиболее тяжелой частью всего спускаемого аппарата. Кран спустил космический ровер на поверхность Марса на нейлоновых тросах c восьмиметровой высоты. Этот революционный способ спуска сложнее, чем подушки безопасности, использовавшиеся предыдущими марсоходами.
Далее в списке издания значится применение рентгенолучевого лазера для исследования структуры белка. Оно позволило рассмотреть один из ферментов, необходимых для жизни паразита Tripanosoma brucei, который вызывает африканскую сонную болезнь, в миллиарды раз четче, чем это было возможно с помощью источников синхротронного излучения. В уходящем году новый инструмент появился и у генных инженеров: был усовершенствован бурно развивающийся последние годы метод “цинковых пальцев”, искусственных цинк-содержащих белков, специально сконструированных для связывания с определенной последовательностью ДНК и дополненных ферментами, расщепляющими ее в участке-мишени. Новые цинковые пальцы называются TALEN и позволяют исследователям включать и выключать любой ген в живом организме потому, что содержат так называемые эффекторные нуклеазы, подобные активаторам транскрипции генов.
Завершают “десятку” Science еще четыре прорыва. Это эксперименты, в которых были получены убедительные свидетельства существования фермиона Майораны, являющегося своей собственной античастицей. Эти фермионы получили название в честь предсказавшего их в 30-х годах прошлого века итальянского физика Этторе Майораны (Ettore Majorana). Здесь же — результаты проекта ENCODE, которые показали, что около 80 процентов генома человека составляет регуляторная ДНК, “включатели” и “выключатели” генов, прежде называвшиеся “мусорной ДНК”. Эксперименты по усовершенствованию интерфейса мозг — компьютер, в частности, демонстрация управления рукой робота силой мысли с помощью компьютера, подключенного к парализованной пациентке. И, наконец, эксперимент с нейтринными детекторами Дайя-бэй (Daya Bay Reactor Neutrino Experiment) в Китае по исследованию “превращений” нейтрино, в которых ученые измерили переход электронного нейтрино в тау- и мюонные нейтрино, что должно способствовать пониманию причин практического отсутствия во Вселенной антиматерии.