Привыкаем к несовпаденьям. Даже близнецов нужно учить по-разному.

Какие факторы влияют на показатели ребенка в школе и как выбрать для него самую эффективную траекторию обучения? Поиском ответа на эти вопросы уже почти год занимаются в Томском государственном университете — там создана Международная лаборатория когнитивных исследований и психогенетики. В 2011 году обладателем мегагранта Минобрнауки стала специалист по поведенческой генетике из Великобритании доктор психологии Юлия Ковас. Вместе с коллегами из ТГУ она занимается уникальными для России проектами: созданием школьного близнецового регистра, который станет основой для изучения того, в какой мере генетика и среда сказываются на формировании индивидуальных различий в способностях к обучению.
Кто боится математики?
На нынешнем этапе проекта особое внимание уделяется изучению математического развития школьников. Ученые трудятся в тесном контакте со всеми заинтересованными лицами — педагогами, директорами школ, методистами. Их задача — понять, что и как оказывает влияние на детей в школе, и на основе этих знаний научиться создавать эффективные образовательные программы.
— Новые учебные программы должны быть адаптивными: каждый ребенок имеет свою траекторию развития и обу-чения, — рассказывает Юлия Ковас. — Обычно когда люди говорят об индивидуализации, они все равно имеют в виду группы: “разделим по классам (например, слабый и сильный, гуманитарный и технический) и будем обучать”. Мы же говорим совсем о другом уровне индивидуализации. Каждый человек неповторим. Уникальны даже, казалось бы, совершенно одинаковые монозиготные близнецы!
Мы не собираемся делить детей ни при рождении, ни при отборе в школу, не говорим о делении на умных и глупых, таких и сяких. В будущем мы прогнозируем не разделение, а подбор для каждого ребенка успешной траектории, которую он сам же и будет частично моделировать. Когда же научимся учитывать влияние на успешность всех факторов при построении технологий образования, тогда у нас будет адекватная система обучения.
Одно из основных направлений работы лаборатории — изучение генетических факторов, вовлеченных в развитие математической одаренности у детей.
— Математика становится все более важной в высокотехнологическом обществе, сейчас даже повседневная жизнь требует от человека высоких математических знаний, — объясняет выбор дисциплины Юлия Ковас. — К примеру, многие люди ведут совершенно ущербную для себя политику с точки зрения займов в банках, и это идет от непонимания простых математических операций.
Кроме того, высокое развитие математического знания является основой любой инновационной научной деятельности в стране и крае-угольным камнем для развития всех связанных областей экономики: собственно математики, инжиниринга, технологий и т.д.
— Поняв механизмы, по которым развиваются математические способности, мы сможем “перекинуть” эти знания на многие другие области знания, — продолжает Юлия. — Более того, несмотря на то что мы делаем акцент на математику, в нашем проекте изучаются различные способности: и общий интеллект, и память, и пространственное мышление.
Природу человеческой успешности в лаборатории пытаются изучить с разных сторон: через личностные качества, интерес к предмету, мотивацию и многие другие. Ученые имеют четкий перечень факторов, которые влияют на развитие способностей к образованию, но в процессе появляются все новые и новые гипотезы.
— Например, у нас появилась гипотеза, что существует специфическая “математическая тревожность”, — рассказывает Сергей Малых, профессор, главный научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ, — то есть человек в целом может быть не нервным, но математика выводит его из равновесия.
Пока не совсем понятно, почему так выделяется именно математика, на основе чего эта тревожность формируется, присуща ли она всем людям. Непонятно, как эта тревожность влияет на результат, вполне возможно, что она как раз повышает успешность. Сейчас мы ввели в “диагностическую батарею” оценку математической тревожности как специфического эмоционального компонента.
Учитель как эксперт
Для проведения исследований в ТГУ используется целый ряд методик: тесты на флюидный (невербальный) интеллект, на пространственную память, на математические способности и многие другие. И близнецы, и “одиночки” проходят эти тесты, а ученые на основании полученных данных выясняют роль наследственных факторов и роль среды в формировании определенных различий.
Вот, например, мотивация к занятиям математикой — процесс пока малоизученный и непонятый. Благодаря исследованиям лаборатории Ковас уже можно сказать, что мотивация не формируется на основе семьи, школы или определенного учителя: в одной семье могут быть дети с совершенно разной мотивацией, и ученым нужно это принять, понять и объяснить.
— В наших исследованиях мы описываем уровень каждого ребенка по самым разным когнитивным и некогнитивным признакам. А дальше близнецы помогают нам “вычесть” генетическое влияние и увидеть, как работает среда, — объясняет Юлия Ковас. — В Великобритании проводится масштабное исследование, включающее более 10 тысяч пар близнецов, которых изучают с рождения и на протяжении 18 лет (Twins Early Development Study (TEDS)). Там мы собрали информацию об их самооценке, о том, насколько им нравятся те или иные школьные предметы, интересны те или иные занятия и т.д. Проанализировав эти данные, мы увидели, что уровень мотивации в одной семье не совпадает даже у монозиготных близнецов, корреляция составляет примерно 30%, а это очень мало. Ведь, например, по такому заболеванию, как аутизм, и по многим другим корреляция у таких детей — 90%.
Более того, обучаясь в одном классе и у одного учителя, даже генетически идентичные близнецы очень сильно расходятся в своих интересах и в том, насколько им нравится конкретный предмет. Это говорит о том, что индивидуальные различия формируются под влиянием непонятых пока сложных процессов, а не сводятся к таким факторам, как хороший учитель или мотивирующая семейная среда.
Подобные результаты получены уже в 10 различных популяциях (разных странах), и, значит, интерес к учебе, мотивация, самооценка — параметры гибкие и находятся под сильным влиянием среды. “Вот только “гнуть” их ученые пока не научились”, — добавляет Юлия Ковас.
Работа по изучению факторов, влияющих на успешность образовательного процесса, ведется во всех развитых странах. Создаются близнецовые регистры, лаборатории, которые занимаются междисциплинарными исследованиями, к примеру, ученые в Китае не просто проводят исследования, но и информируют китайское правительство о необходимости и обоснованности любых реформ в образовании. Исследования ведутся поведенческие, генетические, применяется экспериментальная психология и нейрофизиология.
Томская группа, несмотря на новаторский подход, велосипед не изобретает и успешно внедряет в свою работу самые продвинутые мировые исследования. Юлия Ковас подчеркивает: глобальную проблему образования одной стране решить не под силу — нужно объединение ресурсов, как человеческих, так и технологических.
— Самое главное — необходимо объединение экспертов из разных областей, — уверена Юлия. — Педагоги в будущем должны будут иметь хотя бы базовое представление о развитии мозга, о биологии, разбираться в психофизиологии, психогенетике. А сейчас то же самое требуется от ученого: иметь знания только в одной области уже недостаточно.
Без близнецов не разобраться
Еще одна задача проекта — создание Российского школьного близнецового регистра (РШБР) — мощнейшего инструмента для исследования генетических и средовых факторов в развитии психологических признаков. Сейчас во все школы страны отправляются письма с запросом информации об обучающихся в них близнецах. Учитывая, что они составляют примерно 1% населения страны, таких пар в одной школе может быть от одной до десяти. В некоторых школах специалисты уже начали работу непосредственно с такими детьми.
— Мы создаем регистр, чтобы можно было и дальше отслеживать этих близнецов. Пока самый лучший способ изучать влияние различных факторов на человека — и другого еще не придумали — это лонгитюдное прослеживание близнецов, наблюдение одного и того же ребенка в течение долгого времени и возможность сравнить его с братом или сестрой, — объясняет Юлия значимость создания регистра.
Помимо изучения когнитивных характеристик, таких как пространственная память, скорость переработки информации, мы изучаем мотивацию, самооценку и другие личностные особенности.
Для проведения молекулярных исследований у близнецов, которые участвуют в российском исследовании, с согласия их родителей берется ДНК, причем в Томске используют новейший безболезненный метод, позволяющий получать ДНК из слюны. Юлия Ковас подчеркивает, что вся работа ведется в соответствии с мировыми этическими стандартами и личные данные близнецов хранятся в закодированном виде. РШБР будет доступен для многих проектов, важных для образования.

Татьяна АРСЕНЬЕВА

Фото oxfv.livejournal.com

Кстати
Когда этот текст готовился к печати, пришла информация о том, что заведующая Международной лабораторией когнитивных исследований и психогенетики ТГУ доктор психологии Юлия Ковас награждена престижной премией Уайли (Wiley Prize in Psychology) Британской академии гуманитарных и социальных наук.