Город принял. Столица оценила инициативы молодых.

Педагоги с научной степенью, как отметила заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Маргарита Русецкая в ходе пресс-конференции на тему “Инициативы молодых ученых в проектах системы московского образования”, — мощный ресурс для развития образовательной сферы столицы, а “серьезные ученые начинаются с молодых — студентов и аспирантов”. Одно из направлений программы развития столичного образования на 2012-2016 годы, реализуемое в текущем году, связано с поддержкой молодежных инициатив в области научно-исследовательской и социальной деятельности. Руководители проектов, завоевавших право на гранты, рассказали журналистам о внедрении в жизнь города своих идей и разработок.
“Поддержка семьи ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями” — так называется исследование, представленное журналистам старшим преподавателем Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета Олесей Юговой. Сегодня наработки молодых участников проекта помогают адаптироваться к жизни и учебе примерно 150 детям с проблемами речевого, двигательного и умственного развития. Особенность исследовательского подхода авторов в том, что при оказании системной поддержки ребенку учитываются не только индивидуальная структура имеющихся нарушений тех или иных функций, но и та сфера, которая, по словам Олеси Юговой, не всегда принимается во внимание при работе педагогов, психологов и дефектологов с такими детьми, а именно семья. Потребности, возможности родителей, их взгляды на ведение поддержки ребенка — все это взято в расчет при разработке комплекта методических рекомендаций, иллюстративного материала и аудиодисков, предназначенных для использования родителями и педагогами в образовательных учреждениях. Также учитывался потенциал организаций, с которыми взаимодействовали молодые ученые, в том числе и профессионализм работающих там специалистов.
О результативности такого подхода к работе с проблемными детьми говорила в своем выступлении на конференции заведующая комплексным детским садом №1388 Светлана Аверюшкина. Служба ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии была открыта здесь в 2008 году, и главной проблемой для педагогов стало продуктивное взаимодействие с родителями. “Когда Олеся Вячеславовна Югова предложила нам свой проект, мы с удовольствием им воспользовались. Коллектив в детском саду молодой, восприимчивый ко всему новому и открытый для креативных решений”, — отметила заведующая. Ее коллегам ученые помогли организовать конференции и семинары с участием родителей, подготовить необходимые методические материалы. Помощь детям, как подчеркнула Светлана Аверюшкина, стала более грамотной и предметной благодаря применению конкретных результатов НИР. Маргарита Русецкая добавила, что их внедрение в практику способствует успешной самореализации научной молодежи города. Кроме того, к новинкам науки через участие в исследованиях приобщаются учащиеся вузов, что повышает качество их образования и помогает в профессиональном ориентировании.
Конкурс проектов органов студенческого самоуправления вузов в рамках программы “Столичное образование” под названием “Моя инициатива в действии” был организован для студентов, аспирантов и общественных объединений, созданных на базе вузов, учрежденных московским правительством. Одну из социально значимых инициатив, поддержанных грантом департамента, представила студентка Московского государственного института индустрии туризма (МГИИТ) Алена Бородкина, координатор проекта “Волонтерский туристский центр города Москвы”, который сегодня функционирует как структурное подразделение МГИИТ. Минувшим летом на Красной площади и Арбате можно было встретить его участников — ребят в ярких футболках с московской символикой и надписями “Welcome to Moscow” и “Can I help you?”. Волонтеры прошли предварительную подготовку по москвоведению и “подтянули” иностранные языки, после чего помогали гостям столицы сориентироваться в городе и отвечали на самые разные вопросы, в том числе о себе и о проекте МГИИТ. В следующем году к точкам их размещения добавятся горы Поклонная и Воробьевы, а к сотрудничеству будут привлекаться и преподаватели.
По данным Маргариты Русецкой, сегодня всего около 70 вузов вместе с Департаментом образования и различными городскими учреждениями реализуют проекты и программы разной тематики. Она также сообщила, что на базе сайта ее ведомства начал свою работу портал Городского ресурсного инновационного центра (http://www.gricedu.ru). Его главная функция — прием заявок, проектов, открытие инновационных площадок в сфере образования. Профильные организации могут заявить там о своем интересе к тому или иному предложению и стать участниками внедрения научно-исследовательских разработок, повышающих качество образования.

Татьяна Возовикова
Фото Андрея МОИСЕЕВА

Нет комментариев