Не споткнуться о барьер. Высшая школа готова помочь средней.

Кто сегодня преподает в школах Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), каким должен быть этот курс, с какими проблемами пришлось столкнуться при его “запуске” во всех школах страны? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола, прошедшего недавно в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) в рамках выполнения Государственной программы развития образования г. Москвы на 2012-2016 годы. Свои мнения высказали представители Российской академии образования и Департамента образования г. Москвы, столичных школ, центров образования, педагогических вузов, а также религиозных конфессий.
В МГЛУ уже не первый год занимаются налаживанием тесных взаимоотношений между разными участниками системы подготовки специалистов в области истории и культуры традиционных религий. Результатом пятилетней работы стали создание Межвузовского совета по духовному образованию и проект сетевого университета духовного образования. Поэтому можно смело констатировать: в зале собрались единомышленники (никто не сомневался в необходимости изучения ОРКСЭ в школах). Однако не секрет, что в обществе к этому курсу отношение неоднозначное, как и к открытию кафедр теологии в светских вузах. И словно отвечая невидимым оппонентам, ректор МГЛУ Ирина Халеева, открывая заседание, сослалась на международный опыт. В странах Европейского союза, рассказала она, основы многих религий давно преподают в обязательном порядке. Там считают, что толерантность базируется на знании всех религий, и это связано со светским характером государства. “Светское — не значит атеистическое, — подчеркнула ректор МГЛУ. — В светском государстве нужно знакомить учащихся со всем спектром мировоззрений”.
Объясняя, как МГЛУ пришел к этой тематике, И.Халеева отметила, что развитие лингвистического образования — путь к укреплению образования духовного. В самом деле, невозможно быть специалистом по исламу, если не можешь прочитать Коран в оригинале, а без изучения древнегреческого и старославянского языков не станешь православным теологом. Во всем грандиозном исламском письменном наследии в хороших переводах есть лишь несколько текстов, часто это фрагменты, да еще без комментариев, которые позволили бы воспринять произведение со всеми его оттенками.
В Московском государственном лингвистическом университете десятый год готовят теологов — специалистов со знанием языков, в том числе и тех, на которых написаны духовные книги. “В стратегическом отношении светское теологическое образование способно решить важнейшую государственную задачу — разрушить порог недоверия между государством и религиозными организациями, дать образованные кадры и религиозному сообществу, и самому государству, испытывающему серьезный дефицит специалистов в области церковно-государственных отношений”, — заявила Ирина Халеева.
Теперь для теологов — выпускников МГЛУ — открывается еще одно обширное поле профессиональной деятельности — в школах. Правда, как выяснилось в ходе обсуждения, пока их туда не приглашали. Но по логике вещей к этому должны прийти: ведь совершенно очевидно, что такой тонкий предмет, как ОРКСЭ, должны преподавать хорошо образованные специалисты.
О том, как новый курс внедряется в московских школах, рассказала заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы Татьяна Васильева. Прежде всего, она обратила внимание на то, что ученики школ узнают о религиозных культурах не только на уроках ОРКСЭ, но и на уроках истории, географии, литературы, обществознания… Но “Основы” — самая первая ступень. Началось все в 2009 году, после того как Президент РФ поручил Минобрнауки ввести в школах такой курс. В том же году курс был запущен в тестовом режиме в 19 субъектах Федерации, еще три региона начали его осваивать в 2010 году. С 1 сентября нынешнего года “Основы” начали преподавать по всей России. Татьяна Васильева рассказала о том, что сформирована необходимая нормативно-правовая база и созданы комплексы учебных пособий, прошедших перекрестную межконфессиональную экспертизу. И учителя, и родители могут воспользоваться специальными информационными ресурсами в Интернете (например, http://www.orkce.ru).
Как известно, курс ОРКСЭ — модульный, семья вместе с ребенком выбирала, какой из шести модулей ему изучать. Заместитель руководителя департамента привела результаты этого выбора по Москве. Больше половины родителей (55,9%) предпочли для своих чад основы светской этики, около трети (28,8%) — основы мировых религиозных культур. Основы православия изучают 14,9% четвероклассников, ислама — 0,2%, буддизма и иудаизма — по 0,1%.
По мнению представителя Департамента образования столицы, предпочтение родителями первых двух модулей объясняется их непониманием сути курса. И, возможно, уже в следующем году распределение учеников по модулям будет иным. Она уверила, что выбор был свободным, в случае же затруднений родителей при принятии решения им помогали определиться специалисты. По ее словам, ни один выбор не остается без внимания: сколько бы детей ни записалось на модуль, школа обязана обеспечить им его освоение. Судя по тому, что нареканий от родителей не было, сделать это, по мнению Васильевой, удалось.
Однако некоторые участники обсуждения с ней не согласились и привели соответствующие примеры. Школы, где религию своей семьи хотят изучать один-два человека, не очень рвутся выделять специально для этого учителя (и, соответственно, платить ему). Родители сталкивались с тем, что в школе им предлагали лишь ограниченное число модулей. “Возможности создадим даже для одного ребенка, обращайтесь!” — пообещала заместитель руководителя департамента.
Особенно оживленное обсуждение на круглом столе вызвали две темы: правомерность разделения курса на модули и организация подготовки преподавателей ОРКСЭ.
— Каждый человек во что-то верит, даже закоренелый атеист, — горячился Арсен Касюк, директор Института международных отношений и социально-политических наук. — Думаю, что в религиозной вере компромисса быть не может. Компромисс, толерантность может быть лишь на уровне знания. Оно дает человеку возможность понять, что люди могут верить во что-то другое. Введение ОРКСЭ, вне сомнений, очень прогрессивный момент в жизни нашей школы. Но, на мой взгляд, величайшая ошибка — разделение этих курсов в зависимости от веры школьников.
С ним не все согласились. “Дети относятся к этому разделению как к игре, и барьеров между разными конфессиональными группами не возникает, — считает заведующая кафедрой мировой культуры МГЛУ Марина Полетаева. — Если бы это происходило, скажем, в восьмом классе — была бы почва для конфликта. А так — нет”.
Программой предусмотрено 30 часов на системное изучение модулей и потом еще четыре часа — на организацию межмодульного диалога, чтобы дети могли сообщить друг другу, что они узнали о той или иной религии. Об этом рассказал член-корреспондент РАО Александр Данилюк, автор пособия “Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей” и программы для общеобразовательных учреждений. Он же поделился впечатлениями от поездки по регионам. По его мнению, там, где курс апробировался в пилотном режиме, настроения в обществе изменились: если сначала было много тревог (“это что же, к нам в школу батюшки придут?”), то сейчас люди уже увидели, что ОРКСЭ несет в себе колоссальный воспитательный потенциал. Дети, выполняя задания, задают вопросы родителям, те им отвечают, то есть в семье начали говорить с детьми о проблемах нравственности. По словам специалиста, это самый важный социальный результат введения курса.
Он также сообщил, что в октябре прошлого года Правительство РФ дало Минобрнауки поручение рассмотреть вопрос о преподавании ОРКСЭ в начальной, средней и полной средней школе. Соответствующая концепция уже разработана и в ближайшее время будет направлена на согласование. Главная проблема, по мнению А.Данилюка, — профессиональная перегрузка учителей, ведущих ОРКСЭ. В период апробации им вообще приходилось готовиться к каждому уроку от трех до шести часов. Сейчас стало легче — создана достаточно большая информационная база.
Но проблема, тем не менее, осталась. О ней на этом круглом столе сказали многие. Вспоминали высказывание Президента РФ об ОРКСЭ на встрече с представителями традиционных конфессий России: “Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, поэтому преподавать подобные дисциплины должны хорошо подготовленные люди”.
Сегодня “Основы” ведут либо учителя начальной школы (и им не хватает кругозора и знания предмета), либо учителя истории, литературы, истории мировых культур (образования у них для ведения этого курса, в принципе, достаточно, но они незнакомы с возрастной спе-цификой четвероклассников и не имеют навыков работы с ними). И те, и другие в обязательном порядке проходят курсы повышения квалификации. Заместитель директора окружного методического центра Центрального административного округа Москвы Светлана Сабельникова отметила, что нередко учителя негативно относятся к предмету: они нехотя соглашаются вести ОРКСЭ, из опасения потерять в зарплате или испортить отношения с руководством. Но “те, кто начал работать по этому курсу, понемногу влюбляются в него”, заметила она. Ольга Клишина, доцент кафедры ЮНЕСКО Института открытого образования (ИОО), где занимаются подготовкой преподавателей ОРКСЭ в Москве, также говорила о сопротивлении учителей. Она уверена, что директора не должны таких “сопротивляющихся” отправлять на курсы. Ведь от учителя зависит отношение ребенка к этому предмету.
На портале ИОО, по словам О.Клишиной, зарегистрировано сегодня более 3 тысяч учителей. Они готовы учиться. “Правда, многие педагоги, которые приходят изучать ОРКСЭ, не могут написать адрес электронной почты — как они воспользуются наработками?” — заметила она.
Словом, проблем еще достаточно. МГЛУ готов участвовать в их решении вместе со всеми заинтересованными сторонами.
Обсуждение, по общему мнению, оказалось очень полезным. Было решено организовывать подобные встречи не реже двух раз в год. МГЛУ предложил для их проведения ресурс своих контактов, накопленный благодаря работе Межвузовского совета по духовному образованию государств-участников СНГ.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото Анны МИРОНОВОЙ

Нет комментариев