Дело совести. Экономить на студентах-инвалидах стыдно.

Как и где учить ребят с ограниченными возможностями? Представители учебных учреждений обсудили проблему в РИА Новости на круглом столе “Мировое сообщество университетов в аспекте социальной политики в отношении инвалидов”.
В настоящее время около 15 тысяч инвалидов и столько же лиц с ограниченными возможностями обучаются в более чем 120 университетах России. Число таких студентов в вузах постоянно растет, и это заставляет учебные учреждения строить новую социальную политику. Как считает генеральный секретарь Российского союза ректоров (РСР) Ольга Каширина, актуальность темы подтверждается принятым 25 апреля 2012 года законом “О ратификации Конвенции о правах инвалидов”. По ее мнению, университеты должны включаться в разработку и реализацию социальной политики государства, обеспечивая инвалидам право на обучение и подготовку высококвалифицированных и реально конкурентоспособных кадров.
Ректор одного из старейших университетов столицы Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана Анатолий Александров рассказал об опыте своего вуза в этой области на примере уникального проекта глобальной телекоммуникационной сети высшего профессионального образования для инвалидов — PEN-International. По его словам, Бауманка стала одним из первых учреждений, принявших активное участие в проектах ведущих мировых университетов по реализации инновационных технологических разработок для обеспечения доступности обучения для инвалидов. Результат этого сотрудничества — инфраструктурные решения сети, а также инновационные мультимедийные образовательные комплексы, разработанные специалистами Бауманки и Национального технического института для глухих (NTID, Рочестер, США). Большой популярностью сегодня пользуется совместно созданная технология обеспечения информационной и содержательной доступности, получившая в США официальное признание как эффективный инструмент помощи глухим и слабослышащим.
Вице-президент Рочестерского технологического института Джерард Бакли объяснил, как в его вузе строится учебный процесс. В распоряжении студентов есть 120 сурдопереводчиков и комплекс оборудования, обеспечивающий поддержку во время обу­чения. Профессора колледжа имеют специальную подготовку для занятий с плохо­слышащими и глухими. Словом, созданы практически идеальные условия для учебы молодых людей с ограниченными возможностями. В результате 93% выпускников находят себе достойные рабочие места в самых разных областях экономики. Джерард Бакли подчеркнул, что это очень важный показатель, так как эффективность такой поддержки постоянно приходится доказывать правительству. В США проводится большое количество исследований, связанных с социальным положением глухих и плохо­слышащих. “Вот один из интересных фактов: наши ученики после окончания получают более высокие зарплаты, чем здоровые люди, вообще никогда не учившиеся. Инвалиды становятся экономически независимыми от программ поддержки, например, от социального страхования по нетрудоспособности и пособий малоимущим”, — сообщил вице-президент NTID.
Подобные исследования проводились в России РСР совместно с Высшей школой экономики около двух лет назад. Образовательные программы для детей-инвалидов обходятся дороже, чем для обычных студентов. Однако и у нас квалифицированный выпускник с ограниченными физическими возможностями, выходя на рынок труда, зарабатывает очень хорошие деньги, а значит, становится налогоплательщиком. Дополнительные средства, затраченные государством на обучение, “отбиваются” примерно за пять лет. “Получается, что деньги, которые вкладываются в образование инвалидов, превращаются из расходов в инвестиции”, — подытожила Ольга Каширина.
Директор Центра технологий доступности при NTID Джеймс Декаро рассказал о совместном проекте по созданию в России сети PEN-Russia, объединившей вузы из Новосибирска, Челябинска и Владимира. Такое сотрудничество расширяет возможности получения образования глухими и плохослышащими. За последние 12 лет уровень условий их учебы заметно повысился, это открыло двери в вузы для многих ребят.
Тем не менее в нашей стране проблем с комфортностью обучения инвалидов все еще хватает, и, как считает ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов, решать их нужно как можно скорее. По его мнению, все силы необходимо бросить на техническое обеспечение доступной образовательной среды. Для студентов в обязательном порядке следует организовывать дополнительные занятия, медицинское и психолого-педагогическое сопровождение, а также оказывать им помощь в трудо­устройстве. А еще очень важно приобрести специальный транспорт, чтобы доставлять студентов в университеты.
“Дело совести каждого вуза — содержать модуль инклюзивного образования. Нам самим есть к чему стремиться, но при поддержке правительства и использовании опыта иностранных коллег мы сможем добиться большего успеха в этом сложном деле”, — считает Анатолий Александров.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото автора

Нет комментариев