Округ им порукой. Сибиряки подтянут отстающих.

Не углубляясь в долгие рассуждения по поводу результатов мониторинга эффективности российских вузов, можно констатировать одно: эта мера всколыхнула вузовскую общественность и привлекла внимание региональных властей к проблемам высшей школы. В Красноярске состоялось заседание Координационного совета по проблемам высшей школы Межрегиональной ассоциации “Сибирское соглашение”. В работе приняли участие представители региональной власти, советов ректоров сибирских вузов, научная общественность.
“Сегодня на федеральном уровне поставлен вопрос о повышении качества профессионального образования, — сказал, выступая на заседании совета, Виктор Толоконский. — Считаю неправильным просто отрицать итоги мониторинга эффективности деятельности вузов, проведенного Министерством образования и науки РФ. Его результаты нужно расценивать как начало большой работы по повышению качества образования, по обновлению программ развития учебных заведений в регионах”.
Прокомментировать итоги заседания согласился председатель Совета ректоров вузов Сибирского федерального округа, вице-президент Российского союза ректоров, ректор Новосибирского государственного технического университета Николай Пустовой:
— Началось обсуждение проблем еще на заседании Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в Москве — там рассматривалась ситуация с вузами СФО, попавшими в список неэффективных. Надо отметить, разговор шел доброжелательный, тем более что некоторые вузы оказались в этом перечне по недоразумению.
Несомненная польза мониторинга в том, что наконец-то вузы стали рассматриваться региональными властями как ключевой фактор развития региона, а не как отдельные структуры федерального подчинения. И на заседании Координационного совета в Красноярске этот подход был продемонстрирован: регионы задумались, чем же помочь вузам. Всех волнует не их количество (хотя глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов подчеркивает, что за 1990-е годы количество вузов в России выросло более чем в два раза — с 510 до 1100. — О.К.), а качество подготовки студентов. Например, в Новосибирске 41 юридическое лицо занимается высшим образованием. И правильно ли в этой ситуации “мониторить” только государственные вузы? Но, кажется, Рособрнадзор над этим уже задумался.
Следующий момент, отраженный в мониторинге: сегодня все вузы приходят к выводу, что филиалы, за исключением особо крупных и сложившихся, свое отжили, им пора прекратить существование. Высшее образование должно опираться на базовые кафедры, на научные школы, нужна университетская среда, некая аура формирования личности.
Что касается вузов, попавших в список неэффективных, ситуация по СФО не так плоха — их меньше 20. И региональные власти, и представители Совета ректоров взяли на себя ответственность за помощь таким учебным заведениям. Обеспокоенность регионов радует. Анализ критериев эффективности вузов (средний балл ЕГЭ абитуриентов, объем НИОКР, количество иностранных студентов, общий доход вуза и площадь его помещений) неизбежно привел к разговору о проблемах высшей школы. Скажем, балл ЕГЭ абитуриентов — лишь показатель популярности вуза и, так сказать, качества “на входе”.
Между тем студенты, поехавшие учиться в Москву, в родные регионы возвращаться не спешат. Поэтому на совете много говорилось о необходимости мер по закреплению молодежи в Сибири и о том, что определяющее влияние на развитие региона оказывает именно местная высшая школа. Беда заключается в том, что к сотрудничеству пока не готовы работодатели. Лишь самые сильные представители бизнеса или промышленности осознают, что надо взаимодействовать с университетами, готовить специалистов “под себя”, начиная с третьего курса. Большинство живет сегодняшним днем.
Препятствием же к увеличению числа иностранных студентов служит социальная среда, бытовые условия, которые могут выдержать только “аборигены”. Для решения этой и многих других проблем нужна интеграция — в частности, в Новосибирске идет речь о строительстве межвузовского кампуса.
Еще один актуальный вопрос, рассматривавшийся на заседании в Красноярске: подготовка людей с ограниченными возможностями. Сегодня все университеты, обучающие студентов-инвалидов, действуют на свой страх и риск — нет ни финансовой, ни законодательной базы.
Но Россия постепенно начинает откликаться на общемировую тенденцию: понимать, что выгоднее и гуманнее адаптировать людей с ограниченными возможностями к жизни в обществе, чем много лет выплачивать им пособия и пенсии. Для них создается рынок труда — появляются места операторов в информационных центрах и так далее.
Необходимо вкладывать средства в образование таких людей, ведь оно обходится дорого. И проблему нужно решать на уровне государства: например, почему бы не включить талантливых детей с ограниченными возможностями в уже существующие программы для детей-сирот. Мы хотим — при поддержке полномочного представителя Президента РФ в СФО — обратить внимание правительства на эту проблему. В конце концов отношение к людям с ограниченными возможностями — показатель зрелости общества.

Ольга КОЛЕСОВА

Нет комментариев