Риск за полцены. Предприятиям понравилась идея финансирования разработок на паях с государством.

Два с лишним года назад Правительство России издало постановление под номером 218 о развитии кооперации российских вузов и производственных предприятий с целью создания наукоемких производств и стимулирования инновационной деятельности в российской экономике. Заинтересовывая коммерческие структуры в таком сотрудничестве, государство берет на себя половину расходов на осуществление инновационных проектов. Желающим участвовать в них пришлось пройти строгий конкурсный отбор. Сто победивших проектов получили от государства 15 миллиардов рублей, к которым бизнес добавил еще 17 миллиардов своих. Что из всего этого вышло, можно было узнать, посетив выставку-конференцию в бизнес-центре “Лоте Плаза”, где демонстрировались результаты инновационного содружества.
Возле одного из стендов внимание привлек экспонат, чем-то напоминающий дачный домик. Поинтересовался: что это?
Руководитель группы поддержки инновационных проектов Нижегородского государственного университета Юлия Бахтина рассказала историю появления этого “домика”. До сих пор во всем мире пытаются решить проблему утилизации отходов нефтеперерабатывающих предприятий. Эти отходы — так называемые кислые гудроны — уже более 100 лет сливают в обычные пруды-отстойники. Только в Нижегородской области кислых гудронов скопилось около 320 тысяч тонн. В ННГУ задача их утилизации решалась давно: была разработана собственная технология по переработке нефтесодержащих отходов. Благодаря постановлению №218 университет объединился с ЗАО “Волгостальконструкция” и принял участие в конкурсе. Прошло два года, и вот установка размером с дачный домик по переработке кислых гудронов готова.
Работает она просто. Сначала построенный на предприятии “домик” разбирается и перевозится к месту назначения — на берег отстойника. Специальная система разогревает гудрон, который затем подвергается переработке. Результат работы установки — битумные материалы, предназначенные для строительства дорог, а в качестве единственного отхода — техническая вода. Устройство способно за год переработать 10 тысяч тонн кислых гудронов.  Проект обошелся в 118,5 миллиона рублей, из них 58,35 миллиона составили государственные субсидии. В дальнейшем ЗАО “Волгостальконструкция” собирается наладить серийный выпуск мобильной новинки и получать прибыль.
На соседнем стенде представлена технология модернизации вертолета. Как объяснил ведущий специалист проекта Кирилл Алексеев, сейчас во всем мире стремятся заменять традиционный металл летательных аппаратов композитными материалами, которые в два раза легче алюминия, не уступают ему по прочности, а главное — дешевле в изготовлении. Поэтому Казанский национальный исследовательский технический университет предложил Казанскому вертолетному заводу модернизировать их вертолет АНСАТ, заменив металлические крупногабаритные элементы конструкции композитными материалами. КНИТУ совместно с КВЗ приняли участие в конкурсе, выиграли его и приступили к работе. Сейчас модернизация вертолета завершена, и он готов к летным испытаниям, которые запланированы на начало 2013 года. АНСАТ стал легче, дешевле и красивее. Потому что сама фактура композитных деталей имеет красивый внешний вид без дополнительной обработки. Такие детали не нужно ни красить, ни покрывать специальными защитными слоями. АНСАТ — единственный в России гражданский вертолет, имеющий в составе фюзеляжа крупногабаритные элементы из композитного материала. Скажем, дверь раньше весила 6 килограммов, теперь — только 2,4 килограмма. В общем, около 20 процентов металла заменено. Проект обошелся в 364 миллиона рублей. Сейчас КНИТУ и КВЗ снова подали совместную заявку на новый проект по замене 70 процентов металла в фюзеляже вертолета композиционными материалами.
Неподалеку от макета модернизированного вертолета в небольшой комнате стоял самый настоящий автомобиль, а рядом с ним — самолет. Руководитель проекта Дмитрий Лысенко подтвердил, что самолет тоже настоящий, но беспилотный, а потому маленький: весит около 70 килограммов.
Наверное, все помнят пожары жаркого лета 2010-го. ЗАО “Транзас” тогда уже сотрудничало с Ивановским институтом Государственной противопожарной службы МЧС России, а когда вышло постановление №218, обе организации разработали совместный проект — создание мобильного комплекса по обнаружению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций. Автомобиль — это подвижный центр управления, где находится оператор, а задача самолета — вести мониторинг местности. На нем установлены системы, позволяющие обнаружить очаг возгорания. После получения сигнала о таком очаге, оператор имеет возможность просмотреть его внимательно и сделать вывод: пожар это или нет. Если подозрения подтверждаются, специальная программа делает расчет по прогнозированию распространения очага возгорания с учетом рельефа местности. Эта информация передается в оперативный штаб, где благодаря этому узнают не только размеры бедствия, но и что следует ожидать от пожара, скажем, через три часа. Все это помогает принять правильное решение по ликвидации очага возгорания. Проект обошелся в 220 миллионов рублей.
Мобильный комплекс готов к работе и сейчас проходит тестирование. В перспективе его можно будет модернизировать для решения других задач: экологического контроля, мониторинга федеральных трасс и объектов энергетики.
Выступая на пресс-конференции, министр образования и науки Дмитрий Ливанов заметил, что, когда вышло постановление, многие сомневались в его эффективности. Дескать, дело ученых — вести исследования, бизнеса — зарабатывать деньги. Вместе их свести трудно. Оказалось, что постановление №218 — та основа, на которой им удается прийти к согласию. Словом, опыт удался, и стимулирование бизнеса по вкладыванию средств в отечественные инновационные проекты будет продолжено.

Василий ЯНЧИЛИН
Фото Андрея Моисеева

Нет комментариев