Убегом спасся? Об истинной судьбе несчастного царевича и других страницах Смутного времени рассказывают архивные документы.

Столь значимые юбилейные даты историки и архивисты пропустить не могли: 400 лет со дня освобождения Москвы от поляков, окончание Смутного времени и 1150-летие российской государственности. Потому первая за 100 лет выставка так и называется: “Преодоление Смуты и укрепление российской государственности”.

В 1913 году пышно отмечалось 300-летие династии Романовых, по случаю торжеств в Москве открылась выставка церковно-археологических памятников, вышли сборники документов. Сегодня многие из них стали уникальными, относятся к библиографическим редкостям, но доступны посетителям нынешней масштабной экспозиции. В ней представлено порядка 300 источников: книги и воззвания, деловые бумаги, грамоты, подписанные князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, планы, гравюры. Подавляющее число экспонатов предоставили Российский государственный архив древних актов, а также крупнейшие отечественные сокровищницы: Исторический музей, Музей-заповедник “Московский Кремль”, Музей А.С.Пушкина, архивы нескольких городов “Золотого кольца”…
Украшение экспозиции — подлинные документы, скажем, чин венчания на царство третьего сына Ивана Грозного Федора Иоанновича, прозванного Блаженным, — последнего представителя московской ветви династии Рюриковичей. Или подлинное угличское следственное дело — расследование обстоятельств смерти царевича Дмитрия (в научном мире документ известный). Опытнейшие эксперты — историк Л.Столярова и медик П.Белоусов — установили (в 2010 году): то был несчастный случай, никто Дмитрия не убивал. Мальчик страдал эпилепсией, и смерть наступила во время припадка, когда он играл в “ножички”.
Началом Смуты считается смерть царя Федора Иоанновича в 1584 году. Официально, на правах регентства, власть принадлежала его вдове — Ирине Годуновой, сестре Бориса Годунова, благословившей его на царство. А Лжедмитрий объявил себя чудесно спасшимся от смерти царевичем. Как тогда говорили в народе: “царевич Дмитрий от неминуемой смерти убегом спасся”. И под “темное” это дело самозванец требовал возвращения законного престола, отнятого Годуновым. Мастерски изложенную Карамзиным драму царя-убийцы Пушкин представил так ярко и выразительно, что образ Бориса послужил созданию мифа. А как сказал известный ученый, “там, где властвуют законы мифологии, историку трудно что-либо объяснить”. Так, начиная с Пушкина утвердилась версия, что Годунов замешан в убийстве царевича Дмитрия — отсюда и знаменитые “мальчики кровавые в глазах”.
Правление Бориса Годунова историки оценивают неоднозначно. Да, он прекратил массовые казни, распространенные при Иване Грозном, тиранию которого в народе помнили очень хорошо — ведь события эти происходили при жизни одного поколения. Начался период спокойного царствования, но Годунову не повезло. На Россию обрушился страшный голод 1601-1603 годов. Снег тогда выпадал в августе, стояли страшные холода. Три года неурожая! “Божиим изволением был во всей русской земле глад великой: ржи четверть купили в три рубли, а еравого хлеба не было никакова, ни овощу, ни меду”. Однако государственные запасы позволяли продержаться — царь даже отказался закупать хлеб у голландцев. Но начались спекуляции, и цены на хлеб тут же взлетели. Голодный люд шел на царский двор за милостыней, а вместе с ним и далеко не бедные москвичи, специально по такому случаю переодевшись в отрепья.
Тогда же Бориса начали преследовать страхи: ему чудилось, будто его хотят убить или отравить. Что поделать — царедворец, переживший времена опричнины Ивана Грозного, был уверен, что в любой момент может лишиться жизни. Да и сам был небезгрешен: поощрял наушничество и доносы, стремясь обеспечить своему сыну Федору законный переход престола.
Неустойчивым положением царя воспользовались поляки, выдвинувшие самозванца, и местные претенденты на царский престол — представители династии Рюриковичей — князья Шуйские, Милославские, Мстиславские и в их числе бояре Романовы. Годунов претендентов не казнил, как наверняка поступил бы Иван Грозный, а отправлял в ссылку. В этом момент и появился Лжедмитрий. Борис же угрозы не оценил, допустил и другие ошибки, к тому же не обошлось без роковых случайностей. Годунову народ верить не пожелал, а за самозванцем пошел. Тема в русской истории неисчерпаемая и чрезвычайно интересная.
— Все эти события нашли отражение в нашей экспозиции, — рассказывает один из главных ее устроителей, специалист Российского государственного архива древних актов Геннадий Якушкин. — Есть здесь, например, подлинные документы Лжедмитрия I, подтверждающие, в частности, его намерения раздать государственные земли, и подписанные им грамоты на владение ими. Выражаясь современным языком, это привело бы к утрате Россией суверенитета, ее расчленению, прекращению существования как самостоятельного государства. Например, часть Смоленской и Черниговской земли самозванец отдал своему тестю — Сандомирскому воеводе Юрию Мнишку: “Димитрей Иванович божиею милостию царевич великой России, углицкой, дмитровской, городецкой и протчая и протчая, князь от колена предков своих всех государств, к Московской монархии принадлежащих, государь и наследник… за любовь, милость, доброжелательство и склонность, которую нам явил и являть не престает в вечные времена, дали мы ему и наследникам его Смоленское и Северское княжества в государстве нашем Московском со всем, что к оным княжествам принадлежит, с городами, замками, селами, подданными и со всеми обоего полу жителями…”. Эти земли были потеряны для России на долгое время: Смоленск удалось возвратить после очередной кровопролитной войны во время правления Алексея Михайловича (законного наследника первого царя династии Романовых Михаила Федоровича) в сентябре 1654 года. А пошел Лжедмитрий на это исключительно для самоутверждения да чтобы раздобыть денег и задобрить войско, без которого не смог бы осуществить свои авантюры. Короче говоря, прибегал к любым средствам.  Но были у него и дельные мысли: скажем, сблизить Россию с Западом. Так проясняется противоречивая фигура Лжедмитрия.
Перед посетителями разворачивается реальная картина Смуты, очищенная от идеологических наслоений. Опровергнуты, например, утверждения некоторых историков, будто князь Дмитрий Пожарский, как глава ополчения, сам претендовал на царский престол. Это клевета на воина и политика. По-разному трактовали его образ в советское время. Сначала Пожарского осуждали. Известна знаменитая фраза Сталина, что, мол, мясник Минин и князь Пожарский подавили свободу крестьян. Но в связи со сложными российско-польскими отношениями политика государства изменилась: Минин и Пожарский стали народными героями, им был посвящен фильм, написаны книги. Есть целый раздел историографии об изменениях отношений к руководителям ополчения. Помогла и находка: в 2000 году впервые был опубликован неизвестный ранее уникальный документ — духовное завещание Пожарского. Оно позволило снять очень многие вопросы и окончательно развеять очередной миф, будто князь перед смертью якобы принял схиму. И этот ценнейший документ представлен на выставке.
Среди уникальных источников — грамоты “Совета всей земли” — воззвания русского правительства, образованного в Ярославле и возглавившего ополчение, начинающиеся словами “от бояр и воевод и от стольника и воеводы от кн. Дмитрия Михайловича Пожарского”. Здесь и международные договоры России, и грамоты на земельные пожалования, в том числе с подписью — автографом Дмитрия Михайловича. Эти документы впервые собраны вместе. Как и рисунки, отображающие самые важные моменты венчания Михаила Федоровича Романова на царство в Кремле, где ему подносят царские регалии.
Со всеми этими раритетами можно познакомиться в Выставочном зале Госархива. Экспозиция работает до 23 декабря.

 

Фото1: Дмитрий Иоаннович (Самозванец). 1620 г.

Фото2: Церемония венчания на царство Михаила Федоровича

Фото3: Книга об избрании на царский престол и венчании на царство царя Михаила Федоровича. 1613 г.

Юрий Дризе
Фото Андрея Моисеева

Нет комментариев