На стартовой площадке. Космонавты благодарны родной школе.

В 55-ю годовщину запуска первого искусственного спутника Земли космонавты дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко и Герой России Андрей Борисенко приехали навестить родную школу и открыть в ее вестибюле памятную доску.

В тот день, 4 октября 1957 года, молодой инженер-расчетчик Жора Гречко, работавший под началом академика Сергея Королева, провожал спутник в полет на Байконуре, а Борисенко еще не было на свете. Но оба они в разные годы получили отличное образование в 5-й школе Василеостровского района Ленинграда, а затем в Военно-механическом институте. Причем мечтавший со школьных лет о профессии космонавта Андрей Борисенко и не подозревал, что его кумир Георгий Гречко учился любимой физике в этих стенах, а к астрономии приобщался, прильнув к телескопу на крыше.
Школа может гордиться не только сразу двумя космическими питомцами — до революции она была знаменитой гимназией Карла Мая. Главный педагогический принцип ее основателя и директора гласил: “Сперва любить — потом учить”. По утрам он, стоя на первой площадке лестницы, здоровался с каждым учеником за руку, обращаясь к нему на “вы”.
У каждого ученика директор и его единомышленники-учителя бывали дома по будням и праздникам, твердо веря в то, что “семья, школа и церковь — три силы, которые воспитывают человечество”. Но даже при такой демократичности педагоги соблюдали индивидуальный воспитательный и образовательный подход, помогая ученику развить данные ему природой способности, ибо, согласно еще одной школьной заповеди, “нельзя стричь всех под одну гребенку”.
Эта система принесла пора-зительные результаты. В числе выпускников гимназии, а впоследствии школы 38 академиков — ученые, художники, архитекторы, 148 докторов наук. О годах учебы в ней тепло вспоминал патриарх отечественной культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев. При советской власти педагогические принципы Мая подверглись тотальному пересмотру, но полностью выветрить “майскую” ауру не удалось. Как полушутя заметил Георгий Гречко, “нас учили в духе Карла Мая, прежде всего, думать, на сдачу ЕГЭ не натаскивали”. Наверняка это подтвердят воспитанники школы главный ученый секретарь и заместитель председателя Президиума СПбНЦ РАН Эдуард Тропп и Олег Белый. Впрочем, как сказал нобелевский лауреат Жорес Алфёров, “даже если бы ее окончил один только Яков Ильич Френкель, гениальный физик, он прославил бы ее на века”.
Сейчас в бывшем здании школы расположен Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН, отдавший несколько своих помещений под музей гимназии Карла Мая, организатором и директором которого стал, разумеется, ее выпускник — Никита Благово, между прочим, одноклассник Георгия Гречко.
В свою очередь, директор института член-корреспондент РАН Рафаэль Юсупов делает все от него зависящее, чтобы музей жил и развивался. И на церемонии в честь 55-летия запуска первого в мире советского спутника этот генерал-майор Космических войск в отставке отнюдь не был свадебным генералом. Институт участвует в двух европейских проектах по космическому мониторингу приграничных территорий, недавно в его структуре появились инновационно-образовательный центр оказания космических услуг и центр обработки данных дистанционного зондирования Земли из космоса.
Сам Юсупов напрямую причастен к научной карьере сразу трех космонавтов. Он был руководителем кандидатской диссертации Юрия Артюхина, официальным оппонентом на защите докторской диссертации Виктора Савиных и председателем Совета Военно-космической академии им. А.Ф.Можайского, на заседании которого защищал свою кандидатскую Алексей Губарев — напарник Гречко по первому орбитальному полету.
Так что ученые и космонавты наверняка еще не раз встретятся в “майской обители”.

На снимке: Никита Благово, Георгий Гречко, Рафаэль Юсупов, Андрей Борисенко.