Из жизни — в норму. Опыт практиков учли в законе “Об образовании”.

 “Новый закон об образовании сохранит все социальные гарантии, предусмотренные предыдущим законом, и все его очевидные преимущества. Более того, он законодательно урегулирует фактически сложившиеся и положительно зарекомендовавшие себя механизмы”, — отметила статс-секретарь — заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк в ходе интернет-интервью в ИА “Гарант”, комментируя новые положения законопроекта, который с августа 2012 года рассматривается в Государственной Думе. В числе новаций, расширяющих права всех сторон образовательного процесса, она назвала законодательное закрепление прав на применение дистанционного обучения и его сочетания с различными формами (очной, семейной и других), а также узаконивание сложившейся системы сетевого и межсетевого взаимодействия образовательных учреждений, включая международный уровень, и индивидуальной образовательной траектории учащегося.
“Законодательно закрепляется особый статус педагогического работника в обществе и обязанности государства по созданию системы гарантий, обеспечивающих его труд. В том числе право на достойное вознаграждение за этот труд. Подробно прописаны академические права и свободы педагогов”, — подчеркнула замминистра.
Большое внимание в законопроекте уделено и участию в образовательных процессах потребителей услуг ВПО, то есть механизму задействования работодателя в формировании программ обучения, оценке качества подготовки выпускников, деятельности образовательных учреждений, а также расширению схем государственно-частного партнерства.
“Я считаю, что сделан огромный шаг вперед по упорядочению системы предоставления льгот при поступлении в вузы”, — заявила также Наталья Третьяк. Согласно ее оценке, новый закон по-прежнему обеспечивает высокую степень доступности высшего профессионального образования для граждан страны вне зависимости от места их проживания, состояния здоровья, материального положения и других обстоятельств. С другой стороны, при этом сохраняется конкурсная основа предоставления права на бюджетное обучение для наиболее подготовленных лиц, как того требует Конституция РФ. Как сообщила заместитель главы Минобрнауки, при сохранении всех категорий льгот схема их применения претерпела изменения. Абитуриенты-льготники, не получившие в школе по той или иной причине полного объема знаний, необходимого для поступления в вуз, смогут бесплатно позаниматься на подготовительных отделениях. Дети-инвалиды при положительных результатах сдачи ЕГЭ (выше “двойки”) будут зачисляться по-прежнему в рамках соответствующих квот вне конкурса. Что касается льготников иных категорий, то они смогут воспользоваться преимущественным правом зачисления в том случае, если наберут равное с конкурентами количество проходных баллов.
Изменится и организация целевого приема в вузы. По словам Натальи Третьяк, в новом законе “будет более четко и детально прописано, в каких случаях такой прием возможен”. Право заказать подготовку специалистов в рамках министерской квоты целевого набора теперь получат не только органы государственной власти, но и госкорпорации. Требования к заказчику данной формы обучения конкретизируются, заключение договоров предусматривается как с лицами, которые направляются на учебу, так и с образовательными учреждениями. При этом будет указано определенное место работы будущего выпускника вуза и оговорены обязательства по организации студенческих производственных практик и дополнительному стипендиальному обеспечению. Студент, в свою очередь, обязан будет либо отработать согласно договоренности, либо вернуть потраченные на него средства.
Замминистра считает, что переведение уровня начального профессионального образования в систему СПО повысит статус образовательных программ для обучения рабочих кадров и уровень их квалификации. Расширение участия бизнеса в процессах профобразования, возможность проводить обучение в стенах предприятий (еще одна обещанная новация законопроекта) — все это должно обеспечить, прежде всего, качество практических занятий. Наталья Третьяк привела примеры эффективного соучастия компаний с образовательными учреждениями, в том числе в сферах радиоэлектроники, речного и морского транспорта, судостроения в Санкт-Петербурге, а также в Татарстане, Челябинской области и других регионах. Работодатели вкладывают немалые средства в модернизацию материально-технической базы и сопровождение программ обучения, вводится институт наставничества, учащиеся получают поддержку в рамках соцпакета.
Говоря о необходимости урегулирования с новым законом “Об образовании” существующей нормативной базы, замглавы Минобрнауки уточнила, что одновременно правительство внесло в Госдуму законопроект о внесении изменений в другие правовые акты, связанные с его применением. В общей сложности это примерно 116 законодательных документов. Неизбежен и пересмотр подзаконной нормативно-правовой базы. План по принятию соответствующих документов и их проекты (порядка 70), как сообщила Наталья Владимировна, уже разработаны, прошли необходимые согласования с отраслевыми министерствами и размещены на сайте Минобрнауки.

Татьяна Возовикова
Фото с сайта www.garant-e.ru

Нет комментариев