Соблюдайте этикет! Бауманцы овладевают новыми образовательными технологиями.

“Не навреди!” — один из важнейших медицинских постулатов в равной мере актуален и для инженеров, уверен директор программы по философии, науке и технологии Школы общественной политики Технологического института Джорджии (Georgia Institute of Technology, США) профессор Майкл Хоффман. В ноябре он с коллегами посетил МГТУ им. Н.Э.Баумана, где принял участие в международном семинаре “Разработка и модернизация образовательных программ и технологий”, участвовал в переговорах по вопросам дальнейшего сотрудничества с МГТУ на период до 2012 года, а также проводил недельный мастер-класс по применению интерактивной образовательной технологии “AGORA”. Встреча проходила под эгидой совместного проекта “Разработка новых образовательных программ и технологий, включая дистанционные, и принципов организации учебного процесса в области инженерных дисциплин в рамках образовательного сотрудничества университетов России и США”. Данный проект реализуется благодаря инициативе “Развитие научно-исследовательской и образовательной деятельности в области высшего образования”, совместно осуществляемой силами Министерства образования и науки РФ и Департамента образования США.
В работе семинара “Разработка и модернизация образовательных программ и технологий” приняли участие более 60 человек — студенты, аспиранты и преподаватели МГТУ, представители ведущих московских университетов, Минобрнауки РФ, РАН, американского фонда Фулбрайта, а также виртуальные участники из университетов США и Швейцарии. Мероприятие открыл президент МГТУ академик Игорь Федоров. В приветственном обращении к участникам семинара он подчеркнул важность этического воспитания будущих инженеров, которые должны осознавать свою ответственность перед обществом за правильное и качественное выполнение возложенных на них профессиональных задач. Профессор Майкл Хоффман подтвердил эту точку зрения:
— Любой профессионал своего дела, особенно инженер, в буквальном смысле строящий мир вокруг нас, несет грандиозную ответственность за те вещи, которые он создает. Поэтому я уверен, что в международные и национальные образовательные стандарты для инженеров должны быть включены курсы по инженерной этике. Это поможет молодым специалистам прочувствовать, как много от них зависит, понять, какую ответственность они несут не только перед своими нанимателями, но и перед всем обществом. Изобретая и конструируя что-либо, инженеры постоянно должны мыслить глобально, встраивая свою работу в определенный контекст. Приведу типичный пример: если вы создаете макет электростанции, сразу надо подумать о том, как ее появление отразится на окружающей среде, частью которой она вскоре станет: на ландшафте, на здоровье людей. Что такое хороший инженерный проект? Это проект, который не идет вразрез с окружающей средой. Тут-то и вступает в силу знаменитое “не навреди!”
Иными словами, студенты инженерных специальностей должны учиться размышлять, обдумывать заранее последствия, к которым могут привести те или иные их поступки. Причем не только профессиональные, но и человеческие, поскольку личное и профессиональное в хорошем специалисте должно быть единым целым. Кроме того, они должны уметь молниеносно, практически автоматически взвешивать все “за” и “против” в конфликтных ситуациях и принимать наиболее верное с этической точки зрения решение. Для развития подобных навыков в Технологическом институте Джорджии и создается обучающая программа “AGORA”.
 В Древней Греции так называли свободное пространство в центре города, где жители собирались для проведения различных общественных мероприятий и обсуждений. Наша “AGORA” — современный аналог такой площади: свободная дискуссионная площадка в Сети, созданная для общения студентов-инженеров друг с другом, рассмотрения различных проектов и точек зрения, отработки навыков определения, обоснования и отстаивания своей позиции в диалоге, для устранения разногласий путем представления наиболее веских аргументов с каждой стороны. Это целый виртуальный мир, в котором пользователи могут найти интересующие их дискуссии или создать собственную тему для обсуждения. Кроме того, здесь предусмотрено защищенное паролем пространство для размещения обсуждаемых проектов.
“AGORA” способна визуализировать дискуссии и процесс аргументации. Благодаря этому свойству основные мысли, структура, спорные моменты, незавершенные споры и статусы многосторонних дискуссий могут быть четко прослежены преподавателем. Программа обращает внимание пользователя на структуру проблемы, обсуждаемые области знаний, цепи подтверждающих друг друга убеждений. Таким образом, на карте дискуссии каждый аргумент четко расположен на определенной позиции и является частью структуры, создающейся пользователями-студентами. Их основная задача — критически оценить адекватность этой структуры и при необходимости модифицировать ее. Так как “AGORA” шаг за шагом направляет построение дискуссий и аргументацию при помощи выдаваемых подсказок, она способствует личностно-ориентированному обучению: столкнувшись с новой задачей, студент работает над ней самостоятельно. Возможность совместной работы в “AGORA” приводит к стимуляции мотивации студентов и повышению качества обучения.
Сегодня основная проблема всех существующих курсов по инженерной этике в том, что, как правило, это курсы лекционные. В результате у студентов нет возможности хорошенько обдумать предложенные темы, обсудить их друг с другом и с преподавателем, выработать навыки быстрого принятия решений в спорных ситуациях. Наша задача — развить это направление инженерного образования, создав эффективный инструмент, который может быть использован в маленьких группах — не более четырех человек — на семинарах, успешно действующих без постоянного присутствия преподавателя. Формирование мультикультурных групп через Интернет также позволит студентам не только фокусироваться на вопросах инженерии, но и обращать внимание на разницу в логике и психологии, свойственных представителям разных стран.
На данный момент программа еще не закончена: образовательная концепция определена, а вот техническая часть, интерфейс, находится в стадии структуризации и доработки. Требуется также провести ряд дополнительных эмпирических исследований, чтобы понять, как именно студенты будут постигать этот курс с помощью “AGORA”. Возможно, придется вносить некоторые коррективы прямо после запуска проекта, поскольку у нас очень плотное расписание: программа должна быть готова уже к маю следующего года. Надеемся, что коллеги из МГТУ помогут нам создать совместный курс по инженерной этике и отработать все нюансы использования “AGORA”, что позволит развить стандарты инженерного образования во всем мире.
Как отметила заместитель руководителя научно-учебного комплекса “Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника” МГТУ Ольга Смирнова, которая в соответствии с условиями двухсторонней программы сотрудничества является директором совместного проекта с российской стороны, предполагается, что с осени 2011 года в МГТУ появятся семестровые курсы по инженерной этике. Их будут вести специально обученные американцами преподаватели МГТУ. В рамках этого направления будет осуществляться и обмен студентами: между МГТУ и Технологическим институтом Джорджии.
А вот ведущий научный сотрудник Института философии РАН Ирина Алексеева обратила внимание участников международного семинара на то, что для России предмет инженерной этики, по сути, не является чем-то новым и необычным:
— Прежде всего, под инженерной этикой понимается совокупность этических норм, которые регулируют профессиональную деятельность инженера, а также образцов профессионального поведения. Из этого следует, что инженерная этика существует в России столько же, сколько существует и сама профессия инженера. Хуже обстоят дела с систематизацией правил инженерной этики, с созданием единого этического кодекса… В этом, более узком, смысле инженерная этика достаточно молода и во всем мире: она возникла только в начале XX века (в США, Канаде и Российской империи одновременно). В 1909 году на собрании Отделения электротехники Императорского русского технического общества был принят “Кодекс профессиональной этики электротехника”. Спустя два года увидело свет первое в мире теоретическое исследование феномена инженерной этики, выполненное профессором Петром Осадчим. К сожалению, на этом развитие инженерной этики в нашей стране оказалось прервано, но не по причинам непрофессионализма, а из-за резкого изменения политической ситуации…
По словам Ирины Алексеевой, начиная с середины XX века инженерная этика — как область научных знаний и учебный предмет — достигла наибольшего расцвета в США. В России она в этом виде так и не смогла сформироваться, хотя с 1990-х годов специалисты сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН и преподаватели Московского авиационного института пытались разработать аналогичные курсы совместно с американскими учеными. Однако после распада СССР эти курсы оказались практически невостребованными, уступив место деловой этике.
— В последние годы обстановка в системе образования меняется, — отметила Ирина Алексеева. — У меня есть личный позитивный опыт преподавания этики в сфере ИТ на факультете информационной безопасности НИЯУ МИФИ, а это, согласитесь, уже весьма близко к этике инженеров. К счастью, современные работодатели наконец-то поняли, что именно человеческий, этический фактор сегодня становится одним из решающих…
Вторая часть международного семинара была посвящена вопросам дистанционного образования в области подготовки высококвалифицированных инженеров и ученых в сфере технических наук. Обсуждались вопросы создания международных лабораторий с удаленным доступом и возможности объединения усилий университетов-партнеров из России и США для подготовки инженеров с использованием лучших достижений техники, а также уникального и дорогостоящего оборудования для образовательных целей. Профессор Виктор Петров рассказал участникам семинара о лазерной лаборатории, создаваемой на факультете радиоэлектроники и лазерной техники МГТУ, которая может функционировать в режиме удаленного доступа. С сообщениями на ту же тему выступили виртуальные участники семинара — аспиранты Университета штата Мичиган Ильяс Сайташев и Антон Рябцев, которые проводят научные исследования в лаборатории фемтосекундных лазеров под руководством известного специалиста в области лазерных технологий профессора Маркуса Дантуса.
Заместитель руководителя научно-учебного комплекса “Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника” МГТУ Ольга Смирнова отметила, что год от года Бауманка расширяет круг своих партнеров среди ведущих американских вузов:
— Если до сих пор мы плотно сотрудничали только с Университетом штата Мичиган и Университетом штата Иллинойс, проявляя активность, по большей мере, сами, то в этом году столкнулись с тем, что желание совместной работы исходило в основном уже с американской стороны. Причем не только от наших давних проверенных партнеров, но и от новых — Технологического института Джорджии. Это очень приятно, надеемся, удастся достичь успехов и в этой совместной работе. Конечно, как всегда, нас ожидают определенные трудности. Отчасти они связаны с проблемами финансирования подобных международных проектов. Другая сложность в том, что в России программа по инженерной этике пока совсем не развита, для нас этот опыт будет в новинку. Однако нам есть что предложить университету-партнеру: речь о лазерной лаборатории для обучения студентов линейной оптике, квантовой электронике, основам лазерной техники с помощью удаленного доступа. В МГТУ разработан комплекс программно-аппаратных средств, которые позволяют управлять лазером на расстоянии. Хотелось бы совместными усилиями апробировать работу этого уникального оборудования для дистанционного образования, а потом и запатентовать его на международном уровне.

Анна ШАТАЛОВА

Нет комментариев