Осилят ведущие. Вузы-лидеры намерены перепрограммировать экономическое образование.

“Наша цель, как мне кажется, не кого-то сокращать, закрывать, с кем-то бороться, а поставить перед собой новые задачи с точки зрения подготовки опытных людей, которые преподают экономику и управление, привлечь в наши университеты профессионалов”, — такими словами напутствовал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов участников Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ), учредительная конференция которой состоялась на днях в НИУ ВШЭ. На мероприятии присутствовали руководители ведущих вузов, реализующих образовательные программы по соответствующим направлениям подготовки сп ециалистов, а также представители Минобрнауки, профильных ведомств и администрации президента.
Цель создания АВРЭМ и ее задачи обозначил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, избранный председателем ассоциации. Побудительной причиной объединения ректоров ведущих вузов, по его словам, стало сомнение работодателей и общества в качестве содержания образования и уровне научной деятельности в области экономики и менеджмента. Сегодня 30-35% российских студентов учатся по этим специальностям, а устроиться на достойную работу после окончания вуза им, как выразился руководитель НИУ ВШЭ, также трудно, как “педагогам и инженерам”. И причина тут не в перепроизводстве кадров, а в уровне их подготовки, проблема — в содержании большинства образовательных программ, по которым университеты начали готовить экономистов и менеджеров с периода 1990-х. Тогда многие учреждения ВПО открыли соответствующие специальности, не имея необходимых для этого преподавательских и информационных ресурсов. “Еще пять лет назад из 600 гражданских вузов страны 550-570 готовили по этим направлениям. В результате дипломы менеджеров и экономистов стали котироваться достаточно низко”, — констатировал Ярослав Кузьминов. Он также напомнил, что в президентском Указе “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки” №599 от 07.05.2012 поставлена задача аудита деятельности государственных профобразовательных учреждений. Его цель — изменить ситуацию с подготовкой кадров. Студентов придется переучивать, переводить в другие вузы, и государство готово выделить на это средства, сказал ректор. Однако без поддержки профессионального сообщества чиновникам с такой задачей не справиться.
Работа ассоциации будет организована по нескольким направлениям. АВРЭМ сформирует команды экспертов для участия в общественно-профессиональной оценке качества образовательных программ и их реализации, а также для помощи Минобрнауки в подготовке новых КИМ для итоговой аттестации в вузах. Ради повышения профессиональной квалификации вузовских кадров и ухода от “инбридинга”, то есть традиции выращивать профессорско-преподавательский состав преимущественно в собственном коллективе, Ярослав Кузьминов предложил наладить “единый рынок обмена молодыми преподавателями”, а также поделиться опытом — “кто в чем силен”. Поднятие качества образовательной и возрождение на новом уровне научной работы, объединение усилий и возможностей позволят, по словам ректора, “осуществить в этом секторе нужный России рывок”.
Ассоциация также намерена активно взаимодействовать с общеобразовательной школой, участвовать в методическом обеспечении ЕГЭ, организации олимпиад и конкурсов. АВРЭМ предложит новые форматы проведения, в частности, объединенных олимпиад в рамках Российского совета олимпиад школьников, займется поднятием качества их организации. Ректор НИУ ВШЭ также заметил, что Минобрнауки поторопилось с отказом от процедуры грифования учебников и учебных пособий, поскольку одобрительная рекомендация книги “научным коллективом с репутацией” — полезный ориентир для учащихся, которым на первых порах трудно оценить ее содержание.
Особое внимание Я.Кузь-минов уделил теме стандартов. Профильным вузам, получившим право на разработку и реализацию собственных, он предложил “взаимно участвовать в процедурах внутренней аттестации, аудита, государственного экзамена, то есть быть добровольными контролерами друг друга”, чтобы знать, как качество их программ оценивают коллеги. Речь зашла и о формировании стандартов для прикладного бакалавриата, а также профессиональных. Одни профстандарты должны регламентировать работу преподавателей и исследователей в вузах. В перспективе для них можно организовать профессиональные экзамены, сформировать открытую базу данных и единый рынок таких кадров. Другие — будут предназначены для работающих экономистов и менеджеров.
Помимо НИУ ВШЭ в состав ассоциации вошли МГУ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российская экономическая школа, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Финансовый университет при Правительстве РФ, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, Государственный университет управления, Московский государственный институт международных отношений, Уральский и Сибирский федеральные университеты и другие ведущие российские учебные заведения ВПО — классические и гуманитарные.
Ректор МГУ Виктор Садовничий призвал следовать примеру Ассоциации юридических вузов, которая, по его словам, “осуществляет жесткий контроль тех документов, которые утверждаются университетами, и даже начала общественную аккредитацию вузов”. Замглавы Минобрнауки Александр Климов пообещал, что при принятии решений по реорганизации сети вузов и филиалов министерство учтет оценку авторитетных экспертов АВРЭМ. Приветствовал создание ассоциации и заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров. Он подчеркнул, что высшая школа — первопроходец и пример реформирования системы оказания государственных услуг, а с помощью АВРЭМ может быть выработана новая, действенная модель их предоставления. “Рассчитываем, что вместе мы организуем максимально прозрачное и эффективное использование бюджетных средств”, — сказал он.
Отметив интерес профильных ведомств к работе ассоциации, Ярослав Кузьминов предложил ввести представителей соответствующих министерств и Российского союза промышленников и предпринимателей в состав совета новой общественно-профессиональной структуры.

Татьяна Возовикова
Фото с сайта mba.rggu.ru

Нет комментариев