Он еще и светится

Комнатное генетически модифицированное растение очищает воздух от вредных соединений. Об этом рассказали New Scientist, Genetic Engineering and Biotechnology News.
Созданный учеными Вашингтонского университета в Сиэтле (University of Washington in Seattle) Эпипремнум золотистый (Epipremnum aureum) удаляет из воздуха такие примеси,  как бензол и хлороформ, а еще он светится, правда, в особых условиях. Как сообщает New Scientist, создателями трансгенного эпипремнума уже получено разрешение на его продажу. Широко распространенное комнатное растение Эпипремнум золотистый не требует сильного освещения и вообще неприхотливо. Его модифицировали, добавив синтетическую версию гена печеночного фермента цитохрома p450 2E1 кролика. Этот фермент разрушает ряд загрязнителей. В организме млекопитающих, включая человека, под влиянием цитохрома 2E1 бензол превращается в фенол, а хлороформ — в двуокись углерода и ионы хлорида. Но, вырабатываясь в печени, он активируется только под влиянием алкоголя, а потому очистить воздух от примесей не поможет, отмечает издание Genetic Engineering and Biotechnology News. Как поясняет один из авторов работы,  Стюарт Стрэнд (Stuart Strand), расщепление вредных веществ перенесли в Эпипремнум золотистый не без пользы для него: растения используют двуокись углерода и ионы хлорида для синтеза питательных веществ, а фенол косвенно задействован в создании компонентов их клеточной стенки. Новое трансгенное растение производит также зеленый флуоресцентный белок, светящийся под ультрафиолетом. Это придает ему привлекательность, но — главное для ученых — облегчает отбор генетически модифицированных вариантов. Согласно результатам испытаний, в контейнере с высоким содержанием бензола или хлороформа обычный эпипремнум за неделю расщепляет меньше 10% примесей, тогда как генетически модифицированный — более 90%.
Бензол — известный канцероген, который может попадать в жилища различными путями, например, при сжигании декоративных свечей. Хлороформ — потенциальный канцероген, который высвобождается из горячей хлорированной воды, например, когда мы принимаем душ. Воздух в наших домах полон примесей, которые попадают в него и из предметов интерьера, и от нагревателей, и от приготовления пищи. Принято считать, что воздух очищают комнатные растения, но на его качество это почти не влияет, а новое генноинженерное растение совсем иное, отмечает эксперт New Scientist Никола Карслоу (Nicola Carslaw) из Университета Йорка (University of York) в Великобритании, исследователь химического состава воздуха внутри помещений. Новый Эпипремнум золотистый описан в журнале Environmental Science&Technology. Как подчеркивают авторы, в умеренном климате эпипремнум не цветет, а потому посредством пыльцы это ГМО-растение распространиться не может.