Паучки-груднички

Пауки-скакуны вскармливают потомство “молоком”. Без этого чудодейственного секрета паучата погибают в первые десять дней жизни. С подробностями — The Scientist.
Когда известный шведский естествоиспытатель XVIII века Карл Линней (Carl Linnaeus) классифицировал группу животных как млекопитающие, он опирался на их главный признак — наличие молочных желез, которые у самок производят молоко для вскармливания детенышей. Но, являясь общей чертой всех млекопитающих, лактация оказалась не уникальной. Со времен Линнея она была обнаружена и у некоторых немлекопитающих, тем не менее вскармливающих потомство молоком. Тараканы, к примеру, подкармливают свои развивающиеся зародыши богатой белком жидкостью молочно-белого цвета. В новом исследовании, результаты которого публикует Science, показано, что, по меньшей мере, еще один вид беспозвоночных — муравьеподобный паук-скакун Toxeus magnus — тоже производит молоко и кормит им свое потомство. Группа авторов под руководством Чжань-Ци Чэня (Zhanqi Chen) из природоохранного центра при Китайской академии наук (Chinese Academy of Sciences’s Center for Integrative Conservation) начала изучать родительское поведение пауков-скакунов после того, как заметила, что при гнездовании возле детенышей этого вида всегда находятся или несколько взрослых особей или одна взрослая самка, что указывало на вовлечение материнской особи в долговременный уход за потомством. При дальнейших наблюдениях было сделано поразительное открытие: пауки-детеныши постоянно увеличиваются в размерах, не покидая гнезда, а их матери при этом не были замечены в доставке корма извне. Тому было два теоретических объяснения: трофические яйца (это неоплодотворенные яйца, запасаемые в пищу) или регургитация, срыгивание пищи для скармливания потомству. Но исследователи выявили третий, неожиданный, вариант. Регистрируя данные о размерах тела растущих молодых особей, Чэнь обнаружил, что некоторые молодые пауки прикреплены к материнскому телу, и выглядело это как в случае детенышей млекопитающих, вцепившихся в материнскую грудь. Тогда авторы приступили к экспериментам.
Разглядывая потомство пауков-скакунов с их матерями под микроскопом, ученые обнаружили млекоподобную субстанцию, которую матери выделяют из эпигастральной борозды, находящейся на нижней стороне брюшка и являющейся отверстием, через которое они откладывают яйца. Проанализировав состав этого “молока”, авторы установили, что в него входят сахара и жиры, а по содержанию белков оно превосходит коровье молоко в четыре раза. И это молоко для потомства пауков-скакунов жизненно важно: если эпигастральную борозду перекрыть, паучата гибнут за 10 дней с момента вылупления. За счет материнского молока молодые пауки живут 20 дней, а после покидают гнездо и ищут пропитание самостоятельно.