Идет коза железная. Талантливый скульптор оживил металлолом.

Наукограды славятся не только своими учеными. В Пущине с особой гордостью произносят имя скульптора Олега Николаевича Ряшенцева (1935-2005), известного, прежде всего, своими оригинальными композициями из железа. Данью памяти художника стала его персональная выставка “Могучая нежность”, которая прошла в местном Музее экологии и краеведения.
По словам организаторов мероприятия, специалисты Третьяковской галереи оценили произведения скульптора и пришли к выводу, что по уровню исполнения они сравнимы с работами художников мирового класса. С этой оценкой были согласны и все выступившие на церемонии открытия выставки. Отмечались неординарность творений Ряшенцева, их динамизм, то, что это всегда — высокое искусство.
После окончания столичной школы (в классе вместе с ним, к слову, учились актер Василий Ливанов, композитор Геннадий Гладков) Олег Ряшенцев поступил в Московский архитектурный институт, но через полтора года перевелся в Высшее промышленно-художественное училище (бывшее Строгановское) на отделение монументально-декоративной скульптуры.
Друг Олега Николаевича архитектор Евгений Пхор вспоминает, что Ряшенцев получил диплом, когда началась хрущевская оттепель 1960-х. Многие представители творческих профессий, сверстники начинающего скульптора, стали вести богемную жизнь. Ряшенцеву, труженику по натуре, это не нравилось, и он решил покинуть столицу, уехал в далекий Иркутск рабочим на лесозаготовки. Именно будучи лесорубом, он создал свои первые самостоятельные скульптуры из дерева. Одна из них изображала партизанку. Женщина выглядела усталой, изможденной, но при этом мужественной, собранной. Такая трактовка образа не понравилась некоему сибирскому партийному боссу того времени, и скульптуру не допустили к участию в одной из выставок. Это не повлияло на подход Ряшенцева к творчеству. Он считал, что художник должен быть честным перед собой, только в этом случае можно создать стоящую вещь. Понятно, что такая позиция не соответствовала принципам социалистического реализма, и Олегу Николаевичу редко удавалось участвовать в выставках.
Его по праву можно назвать пущинцем: он прожил в этом городе почти 30 лет. Пригласил О.Ряшенцева сюда основатель наукограда академик Глеб Франк, которому нравились работы художника. У него появилась собственная мастерская — на чердаке Института биофизики клетки (ИБК) РАН. Работать под крышей было нелегко: летом — жарко, зимой — холодно: помещение не
отапливалось. Но это не мешало скульптору трудиться много, напряженно, мастерская была местом, где он мог уединиться, творить.
В Пущине Ряшенцев увлекся созданием сварных скульптур из железа. Материал для своих композиций находил в разных местах, иногда — на свалках. Творения из металла требовали не только особого воображения, но и владения сварочным аппаратом, слесарными инструментами, немалых затрат труда.
Лучше всего у скульптора получались животные. Он не был по своей сути анималистом, но звери у него выходили уникальными, “человекообразными”. Потрясающие композиции на греческие мифологические сюжеты создал он для ИБК, они до сих пор украшают вестибюль института. Говорят, увидев лишь эскизы этих творений, Глеб Михайлович ахнул и после этого дал художнику полную свободу творчества.
 Не все знают, что Ряшенцев был автором скульптурного портрета академика Г.Франка, принимал участие в оформлении местной церкви, а также храма Христа Спасителя. Имя скульптора носит детская художественная школа города Пущино.
Олег Николаевич создал много замечательных работ. Какие-то уже утрачены. Оставшиеся украшают интерьеры Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, Института белка РАН, находятся у членов его семьи, друзей, знакомых. Будем надеяться, что многие из этих творений станут экспонатами новой большой выставки художника Олега Ряшенцева.

Фирюза ЯНЧИЛИНА
Фото автора

Нет комментариев